Ниндзя появились в Японии одновременно с самураями, где-то в VII-VIII вв., но были более узкой, закрытой и жесткой структурой. Ходят легенды, что если бы ниндзя не захотели, чтобы о них узнал мир, он бы о них и не узнал до сих пор. Первые сведения о ниндзя появились в пятидесятых годах прошлого века, когда в США приехал мастер, назвавший себя представителем школы ниндзя и выпустивший о них книгу. Зачем он это сделал? Вероятно, из-за финансов, так как ниндзя тоже нужны спонсоры.
«Говорят, что они могут становиться невидимыми, ходят по потолку, словно мухи, а по морю, словно по суше, говорят, что они умеют летать, дышать под водой, что они могут обернуться любым зверем, или птицей, что над ними не властны ни цепи, ни веревки, что они могут обмануть болезни и смерть». Так пишут о ниндзя.
Если самурай был предан своему господину, то ниндзя был предан своему учителю. «Ниндзютцу» - это искусство терпеливых.
Ниндзя, прежде всего, был наемником, его мог подкупить противник, и об этом знал наниматель, в результате между ниндзя и господином всегда царила атмосфера недоверия. Господин обычно нанимал двух ниндзя – того, кто будет шпионить, убивать и т.д., и того, кто будет следить за первым, чтобы не предал. Ниндзя же тоже посылал к господину своего человека, чтобы тот следил, чтобы господин не предал наемника. Вот такая сложная система работы.
Главным в тренировках ниндзя были не физические способности и упражнения, а преодоление ограниченности взглядов, привычек и стереотипов. Ниндзя должен был смотреть на мир иначе. Главное оружие ниндзя – психологическое превосходство над противником.
Основные умения ниндзя, которые любят показывать в голливудских фильмах:
- Искусство использования окружающей среды и специальных приспособлений (распознавание следов, скрытое передвижение, маскировка, умение исчезать путем подражание окружающей среде). Не существует опасности, наступающей совершенно неожиданно. Нет опасности абсолютной, есть опасность относительная. Например, от дождя можно укрыться под зонтом. В любой ситуации можно придумать выход. Победа зависит от того, насколько искусно ты используешь природное окружение. Например, чтобы незаметно пробежать по полю с высокой травой, ниндзя ждал, когда поднимется ветер.
- Ниндзя знали, как приготовить смертельный яд, и как поддержать собственные силы. Так, они всегда носили с собой маленькие лепешки из меда, риса, зерна, моркови и вина и принимали их три раза в день. Чтобы утолить жажду ниндзя сосали кунжутное семя или жевали лук-порей.
- Ниндзя могли определить время по кошачьим глазам. Считается, что в 6 утра у кошки зрачок в форме круга, в 8 – в форме яйца, в 10 утра – в виде зерна, в полдень принимает форму иглы, после полудня зрачок начинает увеличиваться. (Не знаю, как они там, в Японии, жили, но по моему коту данная шкала не работает, проверяла).
- Ниндзя в совершенстве владели искусством исчезать, используя природу. Так, они могли моментально залезть на дерево, спрятаться за камнем, простоять несколько часов не двигаясь, быстро вырыть яму при появлении противника, чтобы спрятаться. Они также владели наукой имитации природного шума.
Весь мир для ниндзя был вражеской крепостью. Жизнь и смерть, победа и поражение, жара и холод - тот, кто следует пути ниндзя, воспринимает это достойно.
Учителя ниндзя писали так: вера важнее истины, но истина может заключаться в том, что вы не способны справиться с более тренированным и лучше вооруженным врагом. Но если враг верит, что вы более грозны, чем есть в действительности, эта его вера в корне меняет ситуацию. Ваше лучшее оружие находится в сознании вашего врага.
О боевых способностях ниндзя ходят легенды, но часто они предпочитали избегать ближнего боя, стремясь ликвидировать противника самыми разными средствами. Бой на близкой дистанции, на мечах, – это просчет ниндзя.
Тренировка ниндзя включала тренировку чувств (развитие инстинктов, умение переносить разные тяготы, терпеть холод, жажду, боль), тренировку тела (развитие не одной, а нескольких функций каждого органа, таким образом, что тело превращалось в настоящее оружие) и тренировку ума (познание стратегии, тактики, медицины, ядов и пр.).
Несколько упражнений из «тренировки тела».
Бег с шляпой (сначала ученик держал ее у груди, а потом отпускал – шляпа должна была удерживаться силой ветра на его теле) и бег по бумаге (нельзя было сдвинуть с места ни листа).
Тренировка пальцев. В земле выкапывалась ямка, в нее насыпали песок, потом землю, потом камни. Ниндзя должен был пробить каждым пальцем в земле дырку. После таких тренировок воин мог пальцами пробить грудь человека.
Тренировка сила захвата. Ученик держал пальцы в воде, с силой сжимая и разжимая их, потом так же в песке. Еще одно упражнение – воин брал пальцами за горлышко горшок, наполненный песком, и так носил его много часов.
Ниндзя были знамениты подвижностью своих суставов. Могли спрятаться в любом ящике, сундуке, коробе.
Они - мастера разведки и исчезновения. Скрытность достигалась благодаря системе триад. Каждый человек в цепочке знал только одного агента, стоящего под ним и одного – над ним. Тот, кто стоял над всеми, назывался «Великим немым».
Ниндзя владели мастерством перевоплощения, которое называлось «тайной солнечного ветра». Например, если ниндзя собирался проникнуть в город в качестве нищего, то пил особый яд, который не убивал, но делал его тело внешне ослабленным, а лицо – изнуренным, покрытым морщинами, с мешками под глазами. Ниндзя мог выдернуть себе зубы, чтобы усилить эффект беспомощности или чтобы замаскироваться. Они часто изображали из себя слепых – клали на веки рыбью чешую, которую издалека принимали за бельмо. Ниндзя были великими притворщиками.
Ниндзя знали пять слабостей человека, которые позволяли им манипулировать жертвой.
На жалостливых людей они воздействовали собственной беззащитностью и уязвимостью. Это называлось тактикой ветра. Вспыльчивых людей провоцировали на опрометчивые поступки, то есть, использовали их выпады против них самих же (тактика воды). Тщеславных ублажали разными удовольствиями, расписывая их будущее величие и наслаждение(тактика пустоты). Ленивых привлекали красотой, беспечной и легкой жизнью, для внушительности изображали из себя большого и знатного человека (тактика земли). Трусливых и нерешительных запугивали устрашающими трюками, демонстрируя свое могущество – тактика огня.
В заключение обеих частей обзора, посвященному самураям и ниндзя, хочу привести несколько цитат из Хагакурэ:
«Воин не судит. Не определяя, что хорошо и что плохо, воин видит хорошее и плохое. Не пытаясь проводить различия, он различает добро и зло без затруднений».
«Жить следует так. Пока ты молод – ты прилагаешь усилия. Отдыхай – когда состаришься. А пока ты молод – ты должен трудиться. Никак наоборот. Если же ты вначале спишь, а потом прилагаешь усилия, ты ведешь себя недостойно».
«Что такое смелость? Смелость в себе нужно воспитывать. К ней нужно стремиться всей душой. Когда твой меч сломан, ты одолеешь противника голыми руками. Если твои руки будут отрублены, ты должен прижать противника к земле плечами. Если же твои плечи тоже будут отрублены, ты зубами прогрызешь шею даже пятнадцати врагам. Вот что такое смелость».
И последняя, моя самая любимая цитата:
«Дорога длиною в тысячу миль начинается с одного шага – первого».
Желаю, чтобы каждый в жизни нашел свой путь, собственное Бусидо, свой путь воина.
Обзор написан по источникам:
1. Книга Самурая (Хагакурэ, Будосесинсю, Книга Пяти Колец). - Спб, 2007.
2. Хаха Лунг. Девять залов смерти. Секреты мастерства ниндзя. - М, 2010.
3. В.Н. Попенко. Школа ниндзя: боевые искусства. - М, 2004.
4. В. Хорев. Японское оружие крупным планом. - Ростов н/Дону, 2010.
5. Льюис Томас, Ито Томми. Самураи. Путь воина. - М, 2008.
6. Гвоздев С.А. Ниндзя. Техника боя ночных воинов. - Минск, 2006.
Похожие статьи:
Статьи → Репортёр - психолог и пророк Филипа Дика
Статьи → Обитатели Поднебесной
Статьи → Герои и читерство
Статьи → Десять правил для тех, кто хочет выжить в антиутопии
Статьи → Типажи авторов, их краткое описание, психологические реакции и межтипажное отношение