1W

О комиксах и Комиксе

в выпуске 2018/12/06
23 ноября 2018 - DaraFromChaos
article13692.jpg

Мое отношение к комиксам можно охарактеризовать как почти равнодушное.

Я с удовольствием листаю старые черно-белые и отпечатанные в четыре цвета комиксы, но рассматриваю их, по большей части, как арт-объекты. Конечно, определенная доля ностальгии (сейчас так не рисуют :)) в этом есть. В какой-то степени комиксы 30-х – 40-х гг. мне интересны с исторической точки зрения. Под «мультяшным» фантиком художники и авторы текстов ухитрялись подавать читателям – и детям, и взрослым, - не всегда сладкую «конфетку». В комиксах предвоенного и военного времени говорится – в числе прочего - о фашизме, о свободе слова, о свободе печати, об экономических проблемах, о межнациональной дружбе. О том, о чем невозможно было прочитать во «взрослых» изданиях. По переводным комиксам, выходившим в Италии и Германии, можно проследить, как менялось отношение к США и Франции, а «позаимствованные» (будем честны, сплагиаченные) персонажи-иностранцы меняли имена и внешний облик.

Комиксы послевоенного времени (начиная с 50-х и заканчивая 80-ми гг.) привлекают меня «оригинальными», «настоящими» образами суперменов и иных спасителей человечества, к которым нынешние персонажи королевства Марвел имеют очень смутное отношение.

Фильмы по комиксам я обычно смотрю после окончания какого-нибудь очередного ужасно срочного и чертовски трудного проекта. Как говорится, полный релакс, чашечка кофе, шоколадка, крутые спецэффекты и красивые мужчины и женщины – что еще нужно, чтобы перезагрузить мозги по полной программе?

Но современные комиксы мне не интересны. Мне не нравится стиль рисования, совершенно идиотские исторические ляпы (они не влияют на сюжет, но оскорбительны для здравого смысла любого разумного читателя), отсутствие логики повествования (да-да, лет пятьдесят назад к таким вещам относились, в большинстве случаев, аккуратнее) и нехорошее стремление к «глобализации». Мифы, легенды и художественные произведения сваливаются в одну кастрюлю и превращаются в совершенно несъедобный, - на мой вкус, разумеется, - супо-салато-компот.

Примерно также я воспринимаю и мангу, представляющую собой, на мой взгляд, все тот же, до неприличия отожравшийся на гамбургерах и бигмаках комикс. Все эти большеглазые девочки в юбочках выше разумных пределов, похожие на девочек мальчики, кошко-люди, крысолаки и прочие персонажи мне попросту далеки. Как японист, я признаю, что манга, как и анимэ, является частью современной японской культуры. Ну и на здоровье, пусть себе является – где-нибудь в стороне от меня.

 

Мне казалось, что я знаю о комиксах достаточно для того, чтобы хранить верность «преданьям старины глубокой» и не лезть в более поздние периоды.

Но звезды решили иначе.

Совершенно случайно я наткнулась на комикс, созданный Артом Шпигельманом. Серия Maus выходила с 1980-го по 1991 гг. в американском журнале Raw.

Это первый и, на сегодняшний день, единственный графический роман, получивший Пулитцеровскую премию.

Я и раньше знала, что комиксы могут быть сатирическими, злыми, политизированными. Но мне бы никогда не пришло в голову, что комикс может быть страшным.

Дело не только и не столько в теме, хотя до Шпигельмана никто не посвящал комиксы Холокосту. Дело, полагаю, в том, что родители Арта были польскими евреями, выжившими при Холокосте. Мать художника покончила с собой, когда он был еще ребенком. Отец был, мягко говоря, человеком сложным.

Maus – это и воспоминания Шпигельмана-старшего о военных годах, и литературно переосмысленные отношения отца и сына. В числе персонажей есть и мачеха художника, и его жена. Это Германия, Польша, Нью-Йорк, Освенцим. Военное и мирное время, личные переживания, исторические полотна и судьбы «простых мышей». Биография и автобиография. И, конечно же, юмор. Временами - тонкий и ненавязчивый, временами – настолько черный, что сложно себе представить глубину отчаяния и чувство вины художника. Достаточно посмотреть на рисунок, где Арт изобразил себя во время работы сидящим на телах мертвых евреев.

Не знаю, правда ли, что Шпигельман переживал тяжелейшую депрессию, создавая Maus. Но то, что художник, простите за пафос, вложил часть своей души (и немалую часть) в этот графический роман, - я смогла почувствовать.

Я не знаю, к какому жанру относится Maus. Для меня это куда больше чем комикс, больше, чем мемуары, больше, чем художественное произведение.

Наверное, это просто жизнь. И память.

Похожие статьи:

РассказыТворец миров

РассказыВетер в струнах

РассказыТри секунды до начала Вечности

РассказыЛабиринт-оригами

РассказыГород за гранью снов

Рейтинг: +8 Голосов: 8 1243 просмотра
Нравится
Комментарии (15)
Александр Винников # 23 ноября 2018 в 23:02 +2
Я тоже не поклонник комиксов. Но как-то мне в руки попала книга Майкла Перла «ДОБРО И ЗЛО» (библейские истории с иллюстрациями выполненные в стиле комикса). Я к своему удивлению увлёкся и дочитал её до конца. Но самое главное то, что из этого комикса я получил ответы на многие вопросы, которые самостоятельно не мог найти в самой Библии.
DaraFromChaos # 23 ноября 2018 в 23:05 +2
обнимемся же, брате :)
я думаю, на самом деле, в комиксах много пользы. главное, извлекать ее с умом :)
и не подменять комиксами чтение книг
Александр Винников # 23 ноября 2018 в 23:06 +2
Абсолютно с тобой согласен.
Михаил Панферов # 24 ноября 2018 в 11:38 +2
Мне как-то раз "Маус" тоже попался и он действительно крут. А еще, не так давно с удовольствием и запоем прочел все выпуски "Незримых", хоть это уже 90-е и супо-компот по вашему выражению)
Константин Чихунов # 20 января 2019 в 22:21 +1
Фильмы по комиксам? Я знаю только "Город грехов". Правда, я не большой знаток комиксов. А вообще, Дара, не перестаю поражаться широте твоего мышления. Мне б такую голову. Иногда мне кажется, что ты в курсе абсолютно всего. Я в хорошем смысле если что.
Чалис # 20 января 2019 в 22:40 +2
Есть хороший "Хранители", ну из того, что на ум приходит.
Константин Чихунов # 20 января 2019 в 22:43 +1
А, это про супергероев? Не знал, что он по комиксам, но я не очень люблю супергеройскую тематику.
Чалис # 20 января 2019 в 23:04 +2
Он весьма интересен, несмотря на супергероев. Там это скорее фон и прекрасные метафоры, в общем, очень советую. Вкусная штука. В целом Снайдер же, насколько я помню, много по комиксам снимал.
А если захочется немного безумного, в стиле старых игр для приставок, и с великолепными визуальными шутками, то можно обратить внимание на "Скотт Пилигрим против мира".
Константин Чихунов # 20 января 2019 в 23:10 +2
Спасибо, Алиса, я ознакомлюсь.
DaraFromChaos # 20 января 2019 в 23:00 +1
Иногда мне кажется, что ты в курсе абсолютно всего. Я в хорошем смысле если что.
Костя, ты мне льстишь самым бессовестным образом ))))))
Я просто очень любопытна и люблю узнавать новое - книги, фильмы, людей, города... но далеко не все потом "оседает" в моей жизни
Константин Чихунов # 20 января 2019 в 23:09 +1
Нет, мой друг, это не лесть, лишь холодная и непредвзятая констатация фактов. Ты даёшь грамотный и детальный анализ разных, порой диаметрально противоположных тем: живопись, мистика, переводы, классика, история, архитектура, мифология... Да много всего, тут устанешь перечислять.
DaraFromChaos # 20 января 2019 в 23:16 +1
Женское любопытство, помноженное на журналистский бэкграунд, - стррррашная сила :)))))
Константин Чихунов # 20 января 2019 в 23:55 +1
Да. А ещё стремление, Дара. И сила воли, чтобы держать удар. Редкое качество, даже для современного мужчины.
DaraFromChaos # 21 января 2019 в 00:14 +1
Прекращай, дорогой друг. Я уже манию величия не успеваю обновлять :)
Константин Чихунов # 21 января 2019 в 00:36 +1
Прости, дорогой друг! Просто попытка выразить своё уважение.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев