По материалам портала
Зомби вообще умрут когда-нибудь или нет?
Для поклонников жанра этот вопрос не имеет смысла. Зомби мертвы по определению, жизнь в их организмах отсутствует, а реанимировать их можно только с помощью внешней силы – магической, биологической или технологической. Мы не знаем мира без зомби – в той или иной форме (да простится мне этот дурной каламбур) они присутствуют в фильмах, литературе и видеоиграх.
Видео-эссе Эвана Пушака (ник Nerdwriter) посвящено истории живых мертвецов, происхождению мифа о зомби.
Видео 1
Первое упоминание зомби мы встречаем в «Магическом острове» (1929 г.), написанном «журналистом, оккультистом и эксцентричной знаменитостью» Уильямом Сибруком. «Говорят, что зомби – это бездушные трупы, все еще мертвые, но поднятые из могил и - с помощью колдовства - наделенные механическим подобием жизни. Это мертвое тело, которое ходит, действует и движется так, словно оно живо».
Этому описанию уже больше девяноста лет, и, на первый взгляд, оно соответствует современному восприятию живых мертвецов. Однако первый фильм о зомби - «Белый зомби» Бэлы Лугоши (1932 г.) – может показаться нам не вполне репрезентативным, хотя именно эта кинолента была первой в обсуждаемом жанре.
Видео 2
Все изменилось в 1968 году, с выходом фильма Джорджа А. Ромеро «Ночь живых мертвецов». У зомби появился собственный менталитет и жизненные принципы. Восставшие мертвецы пожирают живых. Они неловки, нескладны, но упорно идут вперед. Они тупы, но способны использовать простые инструменты.
Их можно убить только выстрелом в голову. Или сжечь.
Если зомби укусит или поранит вас, вы умрете, затем «воскреснете», обратившись в такое же существо, и будете нападать на людей – не важно, близких или посторонних.
Пушак полагает, что фильм Ромеро – не просто страшилка про зомби. «Эта неореалистичная, стильная черно-белая картина. Она способна о многом сказать тому, кто умеет видеть, – и сейчас, пятьдесят лет спустя. При ограниченном бюджете режиссеру удалось сделать умный, тонкий, впечатляющий фильм. Даже сегодня он по-настоящему пугает зрителя».
Видео 3
Картина «Ночь живых мертвецов» не поведала ничего нового о зомби, это был просто сиквел. Но «Рассвет мертвецов» (1978 г.) – хоть этот фильм и принято относиться к жанру зомби-страшилок, - на самом деле вообще о другом. Действие происходит в супермаркете, а поведение персонажей (живых мертвецов) – доведенное до гротеска поведение классического потребителя. Бессмысленные и безмысленные зомби – зеркало человечества.
«Рассвет мертвецов» - не просто классическая страшилка, но и сатирический фильм. Режиссеры лучших картин о живых мертвецах прекрасно знают, как сочетать оба жанра. Идеальная иллюстрация к только что сказанному – корейский фильм «Поезд в Пусан».
Видео 4
За полвека, прошедшие с «Ночи живых мертвецов», зомби-страшилки обогатились многими вариациями и новыми темами. Например, в «28 дней спустя» Дэнни Бойла появились «скоростные» зомби, а «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта стал первой комедией о живых мертвецах. Совсем недавно фантастический Джим Джармуш – проницательный постмодернист, способный воскресить (куда удачнее, чем «воскрешают» зомби) навсегда умершие, казалось бы, темы и сюжеты, - выпустил фильм «Мертвые не умирают». И зомби в картине Джармуша так похожи живых, что стоит присмотреться к ним повнимательнее.
Зомби-апокалипсис все ближе. И изменить будущее можно, только посмотревшись зеркало – в глаза живых мертвецов.
Видео-эссе Эвана Пушака
Похожие статьи:
Статьи → Роботы тоже смертны
Рецензии → "Чужой: Завет" - продолжение мучений Ридли Скотта
Рассказы → Краткое содержание фильма «Пираты Карибского моря»
Обзоры → Вектор вдохновения (история НФ-фильмов в постерах. 1925 - 2010 гг.). Часть 3
Статьи → Немецкий экспрессионизм в кинематографе