Аудиокниги
Сирано де Бержерак, «Иной свет, или Государства и империи Луны» (1650 год):
«Открыв ящик, я нашёл в нём какой-то металлический непонятный предмет, похожий на наши часы. В нём была масса пружин и еле видимых машинок. Это книга, несомненно, но книга чудесная; в ней не было ни страниц, ни букв; одним словом, это такая книга, что для изучения её совершенно бесполезны глаза, нужны только уши. Поэтому тот, кто хочет читать, заводит при помощи огромного количества разного рода мелких ключей эту машину; затем он ставит стрелку на ту главу, которую желает слушать, и тотчас же из книги выходят, как из уст человека или из музыкального инструмента, все те отдельные разнообразные звуки, которые служат знатным жителям Луны для выражения своих мыслей».
Любопытно, что Бержерак, рассуждая об этом «изумительном изобретении», констатирует, что благодаря ему «молодые люди в шестнадцать или восемнадцать лет обладают большими знаниями, чем у нас старики». Аудиокниги у нас есть, но стала ли молодёжь от этого такой умной, как предсказывалось?
Электронные книги
Виктор Сапарин, «Последний пилот» (1962 год):
«Пассажиры, достав свои блок-универсалы, читали книги, просматривали журналы, смотрели кинофильмы. С тех пор, как Центральная библиотека, Главная журнальная экспедиция и Генеральный фильм организовали передачи для индивидуального обслуживания обладателей блок-универсалов, многое изменилось в этом мире. Всего лет пять назад на полках самолёта лежали настоящие книги и журналы, небольшая библиотечка в сотню-другую томов. Сейчас каждый носит в кармане библиотеку в десятки миллионов томов с отделом уникумов и редких рукописей – любую книгу можно посмотреть в блок-универсале, передав заказ и прождав не больше трёх минут».
Помимо электронных «читалок», Сапарин предсказал ещё и появление социальных сетей:
«Премьеру, как правило, смотрит несколько миллионов человек, где бы они в этот момент ни находились. А обсуждение премьеры? Вы можете высказать ваше мнение всем, не покидая кресла самолёта», а также запись текста с голоса – «продиктовать свои мысли, потом машинка-автомат всё аккуратно перепечатает».
Живой Журнал
Владимир Одоевский, «4338 год: Петербургские письма» (1840 год):
«Мы получили домашнюю газету от первого здешнего министра, где, между прочим, и мы приглашены были к нему на вечер. Надобно тебе знать, что во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства, издаются подобные газеты; ими заменяется обыкновенная переписка. Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого».
Технологически выглядит этот «Живой Журнал» забавно:
«Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает всё ему сказанное, потом в камер-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым».
Интернет
Артур Кларк, «Фонтаны Рая» (1979 год):
«Вскоре он уже стоял в кабине связи с глобальным информационным центром, один на один со всеми человеческими знаниями».
Кларк предсказал не только Интернет, но и поиск по Интернету:
«В студенчестве Морган выиграл не одно соревнование по скоростному поиску информации, первым отвечая на запутанные вопросы, составленные изобретательными до садизма судьями. («Каково было количество атмосферных осадков в столице самого маленького государства в день, когда в бейсбольном матче студенческого первенства было набрано наибольшее число очков?» – этот вопрос Морган вспоминал с особенной нежностью). Его сноровка с годами ещё увеличилась, к тому же сейчас он задавал совершенно прямой вопрос. Через тридцать секунд дисплей выдал ответ».
Мобильная связь
Рэй Бредбери, «Убийца» (1953 год):
«А в автобусе полным-полно замученных канцелярских крыс, и все переговариваются по радиобраслетам с жёнами: я, мол, уже на Сорок третьей улице… на Сорок четвёртой… на Сорок девятой… поворачиваю на Шестьдесят первую… А один супруг бранится: «Хватит тебе околачиваться в баре, чёрт возьми! Иди домой и разогрей обед, я уже на Семидесятой!».
Георгий Мартынов, «Гость из бездны» (1962 год):
«Пилот вынул из кармана небольшую плоскую коробочку, открыл крышку и нажал несколько кнопок, в два ряда расположенных с её внутренней стороны. В кабине послышался слабый шорох. Потом чей-то голос произнес громко и отчётливо: «Люций слушает».
В описаниях средств связи пример Мартынова уникален тем, что его «коробочка» похожа на современный мобильник, тогда как чаще всего описывалось нечто, похожее на часы (как у Бредбери).
МЫСЛИ ПО ПОВОДУ
Вопрос нашим землякам-фантастам: «А вам удавалось предсказывать технические новинки?».
- Исай Давыдов, писатель-фантаст (г. Полевской):
- – В книге «Я вернусь через тысячу лет», изданной в 1969 году, мне удалось предсказать «радиофоны», в которых такие длинные номера, что их невозможно запомнить. Так ведь оно и есть сегодня. Кроме того, я написал о «диктографах» – приборах, которые переводят устную речь в текст, и о «визорах» – аналогах современных видеотелефонов.
- Ещё я написал о массе вещей, которые, как мне кажется, ещё будут воплощены в жизнь, причём в достаточно скором времени. Это «биолёты» – машины, умеющие ездить и летать, которые управляются не только вручную, но и «киберами», то есть компьютерами. Не появились пока и «коэмы» – приборы, которые записывают эмоции и воображаемые нами картинки.
- А главное – и этим я особенно горжусь! – я предсказал появление на Урале памятника нашему знаменитому лётчику Григорию Бахчиванджи. Причём мне удалось предсказать не только сам факт появления такого памятника, но и места, где он будет установлен.
- Борис Долинго, писатель-фантаст (г. Екатеринбург):
- – Был один фрагмент, который можно назвать предсказанием, которое сбылось: в книге «Круглые грани Земли» (из цикла «Странник по граням») я в 1999 году написал об использовании графического пароля в виде рисунка. Я никогда не слышал о таком, просто это придумал, а недавно узнал, что подобные сканированные пароли или цифровые подписи начали использоваться в реальности.
- Степан Плотников, литературовед (г. Екатеринбург):
- – Мне – нет. Но вот известный писатель-фантаст Бернар Вербер предсказал некоторые открытия и даже события. Так, в книге «Последний секрет» у него в основе сюжета научное открытие: в мозгу человека обнаружен центр, который отвечает за удовольствия. Полгода спустя проводятся реальные научные эксперименты с крысами, в ходе которых учёные приходят к тем же выводам, что и автор книги. В сентябре 2001 года в небоскрёбы врезаются «Боинги» – точь-в-точь, как в романе «Империя ангелов». Ещё один пример: учёные обнаруживают генетическую связь между человеком и свиньёй – это открытие Вербер предсказал в бестселлере «Отец наших отцов». Обнаружив в себе задатки пророка, Вербер создал специальную ассоциацию для анализа вероятных сценариев развития человечества, отталкиваясь от сборника его рассказов «Древо возможностей» (2002). Ассоциация собрала большой банк данных и создала «Клуб визионеров», который раз в два месяца проводит конференции в одном из больших парижских книжных магазинов. В будущем Вербер хочет оценить все варианты сценариев при помощи специальной компьютерной программы.