Однажды Герберт Уэллс придумал машину времени, а полвека спустя Альберт Эйнштейн подтвердил теоретическую возможность путешествия во времени и фантастическая литература мгновенно наполнилась миллионами временных парадоксов, законов, моделей всевозможных темпоральных устройств и отчаянными ликами хрононавигаторов. Из одной повести английского писателя выросла толстенная ветвь фантастики, все еще дающая плоды и порой неплохие.
Но, как и в любом направлении литературы, и тут не обходится без ляпов.
Касаться технической стороны вопроса мы не будем. Величайший из физиков неоднозначно намекнул на единственный способ преодолеть время – превысить скорость света. И это отвечает теперешним представлениям о времени как о свойстве материи. Уэллс же считал время – категорией геометрической и потому его машина заслуживает должного внимания и уважения, но не детального технического рассмотрения.
Проблемы начинаются тогда, когда автор пытается отправить своего героя в другую эпоху. Начнем с будущего, которое непременно наступит и, скорое всего, будет таким как у Уэллса. Конечно, если говорить о путешествии в пару лет вперед, то сильно ничего не изменится, за исключением заголовков газет, но вот об отдаленном будущем нужно писать с осторожностью.
Для начала не будем забывать, что естественное для Земли состояние – ледяная пустыня. То, что мы живем сейчас в период великой оттепели – огромное везение. Но ледниковый период продолжается, и будут очень мрачные времена в ближайшие несколько тысяч лет. А настоящий ледниковый период – это не снежок по колено и белка с орехом, это почти безжизненный ледник от полюсов и до экватора. Кстати, отправляя героев в отдаленные времена нельзя забывать и о движении тектонических плит (как в повести Силверберга, где Америку и Европу в раннем палеозое разделяет обычный Атлантический океан). Со временем большая значительная часть Европы станет новыми Гималаями, Средиземное море высохнет, а Байкал превратится в огромное море (позднее – океан).
Другая крайность – описать парниковый эффект как будущее Земли. Воображение рисует исполинские каменноугольные леса, болота, жару и влажность, кишащие живностью теплые моря. Увы. Настоящий парниковый эффект – это планета Венера: давление в сто атмосфер из-за высохших океанов и температура около пятисот по Цельсию от скопления углекислоты и метана. Это неизбежное будущее планеты. Не будем же мы настаивать на том, что океаны будут существовать вечно, а медленное повышение средней температуры не станет цепной реакцией. Уже через миллиард лет Земля станет адом, сначала кипящим, а потом ледяным.
Сюрприз принесет и Солнце. Многие авторы полагают, что оно остынет, став красным гигантом, а Земля замерзнет. Отчасти правда. Вот только красный гигант – действительно гигантская штука и мы, учитывая орбиту Земли, будем находится точно в его атмосфере. А, значит, нас ждут тысячи градусов тепла.
Ну, хорошо, допустим, мы отправляемся не так далеко. Тут самые популярные пути развития: космический триумф, мрачный киберпанк и постапокалипсис. Начнем с первого. Никуда человечество не денется с родной планеты, это нужно признать. Романтические 60-е прошли, и пришла циничная экономика. Нам и на Луну еще раз слетать дорого, не говоря уже о строительстве там городов (что при теперешнем уровне техники вполне осуществимо). Максимум – это пара заводов, когда кончатся редкоземельные металлы для «новелькихайпадовпоследнеймодели», но Луна в этом смысле – бедный ресурс, как и Марс. Никогда человечество на огромных кораблях не расселится по Вселенной. Такова природа человека – для нас и в соседний район переехать может заставить только невероятная нужда, а тут речь о планете. Да и зачем менять бесплатный воздух и тепло на скафандр и воду по талонам?
Киберпанк хорош только в старых фильмах и японской анимации. Как будущее он совершенно не состоятелен. Подавляющее большинство пользователей сети жаждет не паролей, а «жёсткого видео без СМС» и новых твиттов по подпискам.
Постапокалипсис. Тут нужно признать, что большая часть произведений в этом жанре (если говорим о последствиях атомной войны) укладывается в короткий промежуток между непосредственно катастрофой и ядерной зимой, которая неотличима от ледникового периода и затянется на пару миллионов лет.
Теперь копнем прошлое. Тут разнообразия почти нет. Авторы отправляют героев либо во времена динозавров, либо в Средневековье или близкую к нему эпоху Людовиков. Причем аскептозавры триаса соседствуют и сражаются тут с тираннозаврами юрского периода (войска Аттилы Гунна против Вермахта??), а инквизиция зверствует испанскими методами в самом начале европейского христианства. Любое литературное путешествие в прошлое требует как минимум месяца библиотечных или гугл-посиделок. Не обходится и без шаблонов. Например, дамы средних веков поголовно носят хинин, хотя он – довольно редкое украшение головы для того времени и вообще.
Ну и конечно о парадоксах. Надоевшее своей примитивностью и повторяемостью кровожадное: «что если я убью своего дедушку?». А ведь парадоксы – целый океан возможностей для написания хорошей книги по путешествиям во времени. Возьмите отечественный «Часы с вариантами» или буржуйский «Радиоволна», ну или интернациональный «Конец вечности» - шедевры, где не убивают дедушек, но парадоксы разрешаются неожиданными и оригинальными способами.
Вроде бы всё.
Теперь разгоняю себя до 300 050 километров в секунду, чтобы скорее прочесть отзывы)