Вряд ли вам удастся найти столь многогранного и неоднозначного мифологического персонажа, как Баба Яга. Противоречивость характера хозяйки леса объясняется собирательностью образа этого загадочного существа.
Упоминание о Бабе Яге есть ещё у Геродота. Яга — древнеславянское женское имя, Баба — указание на женщину. Сказки и предания описывают её уродливой, слепой или плохо видящей старухой с костяной ногой. Иногда её наделяют огромными грудями, которые она закидывает за спину, горбом, длинным крючковатым носом, "лежала из угла в угол Баба Яга костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке", или "сидит Яга на печи, на девятом кирпичи, зубы на полке, а нос в потолок врос.
У неё много сильных и вездесущих помощников: гуси-лебеди, "три пары рук", три всадника (белый, чёрный, красный), дикие звери. Она владеет характерными магическими атрибутами: огнедышащие кони, сапоги скороходы, ковёр самолёт, гусли-самогуды, меч-самосек.
Образ ведьмы — каннибала.
Баба Яга ведунья, живущая в лесу, она умеет колдовать, оборачиваться зверем, чёрной тучей. Жилищем ей традиционно служит избушка на курьих ножках, обнесённая забором из человеческих костей, на столбах черепа с горящими глазами, на воротах руки вместо запоров, вместо замка рот с острыми зубами.
Яга умеет уменьшаться в размерах и летать в ступе, заманивает к себе путников и крадёт детей. Впоследствии она зажаривает свои жертвы в печи и съедает.
Баба Яга — проводник в мир мёртвых.
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках установленных на высоких пнях или "курных" — окуренных дымом столбах ("курьи ножки"). Захоронение называлось "изба смерти", вход в неё располагался со стороны леса, в противоположную от поселения сторону. Покойников хоронили ногами к выходу, если заглянуть в такую избу, то гостю в первую очередь видны только ноги (Яга костяная нога).
Таким образом, Яга это умерший предок, которого боятся, почитают, но в трудную годину обращаются за помощью.
Баба Яга — внучка Вия, который у древних славян являлся божеством видений и ночных кошмаров. От деда она унаследовала способность жить в двух мирах: Яви — мире живых и Нави — мире мёртвых.
Мёртвые не видят живых, а живые не видят мёртвых, и Яга узнаёт гостя по запаху ("русским духом запахло"). Она становится связующим звеном между мирами, проводником. Чтобы стоять одной ногой в загробном мире, одна нога у неё костяная.
Для того что бы герой для выполнения своей миссии попал в загробный мир (тридесятое царство), Яга должна сначала приобщить его к царству мёртвых. Для этого он просит её накормить его и попарить в бане. Колдунья совершает ритуальное омовение и даёт путнику пищу мёртвых.
Пройдя испытание, герой получает принадлежность к обоим мирам и приобретает власть над Навью. Он разворачивает избушку, произнося заклинание, и доказывает тем самым своё право войти в иную реальность, "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом ко мне передом".
Яга сопровождает умерших людей в загробное царство, её природа неоднозначна, может спасти, а может и съесть. Она держит в руках тонкую и зыбкую нить человеческой жизни, и жертва может уйти в мир предков, а может возродиться в мире людей, с новыми знаниями и в новом обличье.
Баба Яга жрица
В одном из вариантов она руководила похоронными обрядами, закалывала жертвенный скот и наложниц, проводя последующее ритуальное сожжение, в другом, являлась жрицей ритуала посвящения подростков.
Обряд перепечения существует и по сей день на русском севере. Капризных или часто болеющих детей, перепутавших день с ночью, признают подменёнными нечистой силой и перепекают в печи. Самая старая женщина в доме, привязывает ребёнка к хлебной лопате, трижды засовывает его в тёплую русскую печь со словами, "Перепекаем подмена, выпекаем русака". Ритуал должен происходить в присутствии самого маленького ребёнка в доме, который только может держаться на ногах.
Не это ли стремится сделать Баба Яга со своими жертвами? Перепечь для "того света", довести до готовности для существования в ином мире.
Известно описание такого обряда, посвящения детей — сирот в одном из капищ Алтая, проводимого жрицами Ягами. В ритуальной пещере — Пещи Ра, находилось скальное углубление, превращённое в гигантскую печь, внутри располагался помост — Лапата. Опоенных сонным зельем детей помещали на него, закладывали хворостом и поджигали.
Со стороны казалось, что дети сгорают в огне, но на самом деле печь была разделена на две части. Скрытый механизм опускал каменную плиту, отделяя детей от огня. Ритуал символизировал смерть детей для мирской жизни и возрождение их в качестве будущих жрецов.
Другие варианты
Образ хозяйки леса
Издревле в глухих лесах, вдали от человеческого жилья, селились ведуны и знахари. Они собирали травы и коренья, готовили из них лекарства и в случае необходимости могли оказать помощь людям. В основном это были нелюдимые бездетные женщины, и отношение к ним среди народа тоже оказывалось неоднозначным. Считалось, что ведя такой образ жизни, нельзя не общаться с нечистой силой.
Образ лесных знахарок со временем мог стать прототипом Бабы Яги.
Образ вредителя. В этой ипостаси Яга старается извести героя или всячески напакостить ему с помощью магии.
Образ дарителя. Одаривает магической вещью или даёт ценные сведения.
Образ богини. Славяне знали божество с таким именем. Они изображали её женщиной страшного вида, в железной ступе и с железным посохом в руках. Ей приносили кровавую жертву и считали, что кровью она кормит двух своих внучек.
Золотая баба или Яга-баба, чьи следы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири, а культ ведётся ещё от скифов, тоже считается прототипом Бабы Яги. Золотой идол, где она изображалась с ребёнком на руках, служил советчиком жрецам культа с незапамятных времён. Многие пытаются отыскать её и по сей день, но она неизменно ускользает от чужих глаз.
Образ воительницы. Только победив её в смертельном бою, герой переходит к новому уровню сознания. "Баба Яга во главе несметной рати воюет против белого полянина".
Степной вариант. Живёт за огненной рекой и владеет табуном чудо кобылиц.
Есть предание о молодой бездетной женщине по имени Яга, которая носила красные сапожки с золотым вышитым узором — Яга золотая нога. Она устроила детский дом для детей — сирот.
Когда у родителей проказничали дети, те нередко пугали их, что отдадут Яге. Так и начали ей детей пугать из поколения в поколение.
Баба Яга живёт в удивительном и загадочном месте, её дом находится на стыке двух миров и там царят свои законы. Туда уносят мальчика гуси, чтобы последовать за ним пешком, нужно проявить недюжинное мужество.
Девочка, спасая брата, не ест ритуальный хлеб из печи и не выходит за пределы человеческого социума.
Далее яблоня — символ здоровья и жизненной силы. Героиня вновь отказывается, эта пища может задержать её в мире живых.
В конце пути она встречает молочную реку с кисельными берегами — границу между жизнью и смертью. Именно овсяный кисель с молоком, заключительное поминальное блюдо на русском севере.
Девочка не притронулась к ритуальной пищи и обряд не свершился, зато она смогла попасть в межмирье — царство Яги.
На обратном пути дети едят кисель и пьют молоко, принося жертву предкам, едят яблоки и возвращают себе жизненные силы. В конце пути они съедают ржаные пирожки и забираются в печь, тем самым совершая обряд перепекания.
После этого гуси теряют к ним интерес и улетают.