1W

Мертвое терраформирование

в выпуске 2015/06/18
6 апреля 2015 -
article4235.jpg

Частенько бывает так, что прочтешь рассказ, или повесть, а то и книгу и неплохую книгу, написанную бойким слогом, с юмором и по всем правилам - зевнешь, да и закроешь ее, безо всяких последствий для души. И вроде персонажи вполне себе харизматичные. И сюжет не провисает, изобилуя приключениями и экшеном. А не вышло у автора зацепить читателя за живое. Да, вышло нечто вроде американского блогбастера - потрясение чувств и кошелька.

Но я хочу поговорить о других произведениях, которые цепляют и продолжительное время после прочтения все еще заставляют морзить лоб, задаваясь мучительнми вопросами: "Да как жеж так вышло то?", "Как они там дальше?" и, наконец самое главное: "А что было бы, если...". И включается фантазия самого читателя, который принимается додумывать этот мир, продолжая за автором следить за перепитиями его героев.

По хорошему зацепили меня два рассказа Павла Шушканова: "Терраформирование" и "Мертвый океан". Совершенно различные по сюжету, они, в чем-то очень похожи. Если в первом рассказе речь о покорителях планет, уверенно шагающих по иным мирам, то второй выписан в довольно серых тонах постапокалипсиса.

Тем не менее, в обоих случаях читателю словно бы предоставляется возможность дыхнуть на заиндевевшее стекло и глянуть одним глазком в образовавшийся стаявший круг на иные миры.

"Мертвый океан" - Земли больше нет. И теперь вся цивилизация - это горстка людей, работавших в Космосе. Новый дом будущего человечества - подледная полость Европы - спутницы Юпитера. Дом очень ненадежный, ледяной купол может обрушится в любой момент, погребя под собой горстку выживших. Или с не меньшей вероятностью в любой момент может проснуться вулкан, выжегший этот подледный пузырь. Но тем не менее, даже в таких безрадостных условиях, люди пытаются выжить и даже зачать новую цивилизацию. Нет мародеров, нет ужаса апокалипсиса - все это уже случилось и теперь - одно только ледяное спокойствие и упрямая надежда на возрождение, вопреки всякой логике. И этот серый, безнадежный мир, хранит в водах мертвого океана неразгаданную тайну.

"Терраформирование" - Венера, бывший ад, а ныне омывшаяся дождями и туманами. Возрожденная красавица в сверкающей пасмурной пелене, - планета преображается по воле человека, для того, чтобы дать начало новой жизни. Цветы пока еще не растут, но детские ножки уверенно протаптывают тропинки в глинистой почве планеты, покорившейся гению человеческого разума. И тем не менее... почему дед Егор, называя Венеру адом, говорит, что наука принесла ей нечто более ужасное?

 — Зачем же вам дверь, в которую вы все равно не можете пройти?
— Сегодня не можем, а завтра сможем.
— Завтра?
— В широком смысле. Послезавтра. Через год...
— Другой мир, другой мир... — ворчит Щекн. — Разве вам тесно в этом?
— Как тебе сказать... Тесно должно быть нашему воображению.
— Еще бы! — ядовито произносит Щекн. — Ведь стоит вам попасть в другой мир, как вы сейчас же начинаете переделывать его наподобие вашего собственного. И, конечно же, вашему воображению снова становится тесно, и тогда вы ищете еще какой-нибудь мир и опять принимаетесь переделывать его.

(С) Стругацкие "Жук в муравейнике"

 

Прочитав оба рассказа, так и хочется возмущенно потребовать от автора продолжения, серию, или же закрыв глаза, придумывать свое, собственное продолжение этих историй. Мне кажется, именно так и должно быть в настоящих произведениях.

Рейтинг: +5 Голосов: 5 1262 просмотра
Нравится
Комментарии (1)
Шушканов Павел # 19 июня 2015 в 00:16 +3
Я прочитал вашу рецензию и задумался. А ведь правда, я многое оставляю за кадром. Почти ни один из рассказов (по крайней мере из последних) не имеет логического и однозначного финала. Сначала мне показалось, что я несправедлив с читателем – ведь мне то проще представить, как развивалась история дальше. Однако, подумав над этим, я понял, что сам в такой же ситуации. Финалов этих историй не существует даже в моей голове.
Вы очень правильно поняли смысл Мертвого океана. Я помню, как редактор одного из журналов критиковал его за нелепость и абсурдность, что, дескать, мое понимание климатических условий на Европе соответствует представлениям девятнадцатого века. Вы поняли, что это только фон для истории затухания человечества. С таким же успехом это мог быть и Марс, и Ганимед, и любое другое небесное тело. Прочитав вашу рецензию, я решил перечитать оба рассказа. Действительно, они связаны между собой общей идеей – цивилизации не вечны, при всем своем величии у каждой из них будет и закат и гибель. Но иногда это угасание, иногда мгновенная гибель, а иногда и перерождение.
Спасибо за хороший отзыв)
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев