Отзыв написан на рассказ Дары из Хаоса и Daredevil'а "Кабинет редкостей"
http://фантастика.рф/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B/%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-1.html
Мистер Джонатан Смолл, бывший моряк, а ныне - востребованный работник по найму, получает предложение, от которого трудно отказаться. Ему нужно всего лишь пожить пару недель на одинокой вилле, пока хозяев не будет дома. И вот он уже сходит с поезда, привычно забрасывает за спину мешок с вещами, и, прихрамывая, отправляется к месту новой работы.
Так начинается этот рассказ. Начало должно заинтриговать читателя. Хотя повествование развивается неспешно, постепенно раскрывая перед нами картину происходящего, сам стиль рассказа говорит читателю: что-то будет! Потому что именно в таких вот особняках, где гостей встречают милые большеглазые девушки, и происходит самое страшное... Особенно когда никого в доме нет, кроме неупокоенных душ, а ты должен продержаться от заката до рассвета... Но это рецензента уже занесло. И нет - конечно же, нет! - никакого сходства между милейшей мисс Дьюиз и панночкой Гоголя.
Но ближе к делу.
Итак, мистер Смолл занимается тем, что сторожит особняки состоятельных людей. Впрочем, слово "сторож" не вполне отражает неоднозначную натуру нашего героя. Наш герой не бегает на деревянной ноге и не пугает людей, заглядывая им в окна, как его литературный тёзка. Но нечто авантюрное ему не чуждо. Во всяком случае, так может показаться читателю, который вместе с мистером Джонатаном видит то, чего не видят другие.
Но не будем предаваться излишним размышлениям, а взглянем в лицо фактам. Мистер Смолл достаточно востребован, чтобы выбирать работодателей, но всё же соглашается на предложение не слишком для него удобное. Впрочем, в работе бывают не лучшие времена, и он идёт навстречу настойчивому агенту по найму.
Мистер Смолл сам себя называет "сухопутной крысой". Он, судя по всему, одинок и увлекается работой в саду от любви к порядку и стремлению скрасить холостяцкую жизнь неторопливой заботой о доме - пусть даже чужом.
Но мы уже понимаем, что спокойная жизнь на новом месте мистера Смолла не ждёт. Здесь надо сказать, что текст явно стилизован и вызывает ассоциации с произведениями прошлых веков. Это не хорошо и не плохо, главное - чтобы стилизация была гармоничной. Мне кажется, содержание вполне удачно сочетается со манерой повествования. Хотя некоторые моменты укололи глаз. Вот, например, здесь, где очевидно показан внутренний монолог героя: "Видать... добавить страхов суеверной бестолочи... растрезвонила по всей деревушке страшилки..."
Конечно, можно отнести это на счёт некоего снобизма мистера Смолла, который проводит черту между собой и суеверной "деревенщиной", но на мой взгляд, подобные словечки несколько выпадают из общего стиля.
Впрочем, дедушка-привидение тоже говорит вовсе не "высоким штилем". Но это можно списать на старческое чудачество и неведомое читателю происхождение бывшего хозяина Тринити-Хауз.
А в целом наш герой напоминает эдакого тщательно вышколенного дворецкого, который на вопрос господина (под зловещее завывание собаки за окном): "Что это, Берримор?" невозмутимо отвечает: "Овсянка, сэр!"
Словом, мистер Смолл - идеальный герой для саспенса. Он проходит по сюжету с каменным лицом хорошо воспитанного человека и сохраняет присутствие духа до конца. Даже если этот конец не слишком приятен...
Итак, наш герой работает, время идёт, а на полотне повествования появляются всё новые лица: девочка с косичками, которая приносит по утрам молоко, милейший пёс Голди, и даже полисмен в мундире и блестящей каске. Появление пляшущей на воде пруда цыганки, а особенно толпы мертвецов кажется апофеозом в череде загадочных гостей.
А природа при этом то и дело подбрасывает свои сюрпризы, которые могли бы испугать кого угодно.
Здесь можно только подивиться выдержке господина Смолла. Ведь, как ни крути, одними испарениями местных водорослей такие фокусы не объяснишь. Сочувствующему читателю (а в фильмах - зрителю) так и хочется крикнуть: "Чего ты ждёшь, беги отсюда, дуралей!"
Об этом же говорят мистеру Джонатану и местные жители, которых он видит в основном в пивнушке... э, трактире. Но сторожа ничем не прошибёшь.
Нет, мистер Смолл сделан не из того теста, чтобы бежать. Он останется в доме до конца. Узнав, хотя и слишком поздно, страшную тайну хозяина виллы.
Однако в рассказе остаётся ещё достаточно вопросов, которые въедливый читатель мог бы задать авторам. Скажем, почему герой не догадался, что призрак дедушки слишком уж материален; почему привидение девочки тем не менее смогло утащить в призрачной ладошке свои четыре пенса (вот ведь какие практичные души бывают!), и куда делись потомки Тони Дьюиза - ведь был же у него сын, а в доме - фамильные портреты? И так далее.
Но в рассказе логика - не главное. Главное - антураж. Загадочная атмосфера, таинственные посетители, которые видны одному лишь мистеру Смоллу, и под занавес - жуткая сцена в подвале - всё это должно произвести впечатление на читателя. Особенно на любителей всего загадочного и необъяснимого. Это как в сказке про Синюю бороду, где ни в коем случае нельзя заглядывать в запертую комнату. Но ключ всё равно поворачивается в замке, комната открыта, и нет героям спасения...
Подводя итог, могу сказать так: "Кабинет редкостей" - лёгкий в прочтении, неплохо стилизованный рассказ, с которым будет приятно ознакомиться любителям зловещих загадок на фоне викторианских особняков, уединённых вилл и деревенских пейзажей. Он скорее всего понравится читателям, которые любят, чтобы их развлекли и немного (но не слишком!) напугали.
Похожие статьи:
Рассказы → Спасите меня!
Рассказы → Восьмая казнь
Рассказы → Принцесса воронов
Рассказы → Оползень
Рассказы → НаВаЖдЕнИе