1W

Спи

в выпуске 2017/04/28
24 апреля 2017 - Выхухель
article10928.jpg
    Смерть – это так:
    Камин, 
    Без руки рука,
    Медный пятак 
    На помин, 
    На глаза – два пятака.
 
 
 
 
Жизнь - это так:
Метель,
Печка из губ.
Холод - пустяк.
Постель
Даже в снегу.

 

Ленивое солнце всё медленнее взбиралось на небосклон и почти сразу валилось за верхушки сосен. Зябли мысли, и сковывала по утрам беспричинная грусть. Остекленевшая за ночь трава неласково встречала шаги, и так хотелось спрятать нос от холодной росы. Но днём лес становился по-летнему приветлив, деловито сновали под осинами белки, и беспечное тепло снова дразнило хвостами убегающих рыжих дней. 

Сегодня сонное оцепенение не отпускало до полудня, и совсем закостенели колючки. Но теперь распогодилось, полетела паутина, согрелись заветные полянки и по-домашнему запахли подберёзовиками. Показалось, что лес обнимает еловыми лапами, стелет норы мхом, конопатит щели, чтобы схоронить всех, кто уснёт, до скорой весны. А сейчас можно лакомиться последними жуками, упиваться грибным духом, ворочать тёплые трупики листьев и ни о чём не переживать... Лишь бы живое не успело остыть, только бы подольше не наступала зима.

Он немного повозился в жухлой траве, вытащил из-под камня одного за другим двух квёлых червяков и съел их вместо завтрака. Хотелось чего-нибудь пожирнее; но нужно было успеть до темноты к дальнему бурелому, где за крутогором, у озерца, его ждала недослушанная сказка.

Когда-то возле этого лесного блюдца он и нашёл одну пёструю изворотливую сказочницу. Она глядела исподлобья, говорила непонятно, собирала вокруг себя туман, ставила силки из узорных выползков – и однажды поймала его любопытное сердце. А поймав, подарила украдкой своё и плетёный ремешок в придачу. Так, не прощаясь, ушло его одиночество. Но скоро всё кончится, потому что не умеет холодное согреть себя само, а каменный склон и сухие камыши не смогут уберечь в себе лето.

Он так торопился, что не успел свернуться клубком, спускаясь с кручи, и больно расшиб коленку. Голые валуны были пусты. Пришлось поискать среди сучьев - под замшелой корягой нашёлся узкий лаз и поманил в войлочное земляное тепло. Пахло травами, прелым багрянцем, дождевым перегноем, прошлогодними мышами и густым молоком. Запах казался липким и тянул за собой, а когда захотелось свернуться калачиком и совсем не возвращаться, нос неожиданно упёрся в прохладную резную кожу.
– Здорово, подколодная! – От радости он едва не куснул расписные чешуйки.
– Слышу, кому-то пришлось отложить спячку, – прошелестело в ответ, – сказывается на манерах.
– Не хочу я впадать в спячку. – Хорошее настроение тут же скисло.
– Почему это? – улыбнулись в полутьме скошенные зрачки.
– Потому, что тогда я не увижу тебя. - Он разозлился и всё-таки укусил шершавый бок. Потом немного поковырял дерновую подстилку и решился: 
– А ты как обычно зимуешь?
– Не знаю... 
Она поманила языком запах и обернулась вокруг ушибленной коленки. 
– Опять белок гонял?
– Как это ты не знаешь? – Он возмущённо тряхнул треугольную голову, заглянул в непроницаемые карие с кровяным отливом глаза и насупился: 
– Подумаешь, распушил пару рыжих. И не заговаривай мне зубы, а то хвост откушу.
– Ты? – она отпустила лапу и беззвучно рассмеялась. – Себе откуси, йог колючий, может, переродишься. 
Лента её тела медленно собиралась в восьмёрку. 
– Я думаю, это не первая моя зима. Но ты же не знал меня раньше? 
Петли шуршали чешуйками на изгибах, наигрывая в такт тихому голосу.
– Не знал. А вдруг всё-таки первая? Хотя ты и толстовата для однолетки. – Он хмыкнул.
– Тогда бы я помнила, как вылупилась, а не то, как ты меня разбудил, остряк! – Она со свистом выдохнула воздух, но на удивление быстро успокоилась и примолкла. Потом качнула головой и добавила: 
– Может, до этого я просыпалась кем-то другим… Или куда-нибудь не сюда. Но память не хранит прошлое, и некому мне рассказать. 
Угольные зрачки очутились совсем близко и нагло пробуравили его мысли; через миг она погасила взгляд и неспешно, с удовольствием зевнула. 
– А может, весной я бываю слишком голодна, чтобы слушать. 
– Ой, опять муть подняла, ископаемое. – Он демонстративно отвернулся и стал чистить когти. – Я тебя не понимаю. 
– Научишься менять кожу, поймёшь. 
Она нарочито рассеянно посмотрела мимо, свернулась туже и положила голову на кольца. 
– И ты никогда не видела снег? – Снова появился повод её подколоть.
– Зачем мне? – с подозрением протянула она и прибавила мечтательно: – Говорят, это меняет перья небесный змей, когда ему удаётся догнать свой хвост. – Потом спохватилась и напустила безразличия: – А я думаю, врут. Ни одна змея не переносит собственного яда. Да если и так, за зиму он сжевал бы себя до половины. – Вздохнула. – А ты… видел? 
– А ты думала! Это не я свою жизнь под бревном просиживаю, – фыркнул он и сделал вид, что собирается проверить остроту когтей на её шкуре. – Уже сама как колода стала.
– Но как же твоя спячка? – вкрадчиво спросила она, стараясь незаметно высвободить из цепких лап кончик хвоста.
– Меня пионеры в прошлом году откопали. Правда, вежливые оказались: согрели, накормили сладким, в живой уголок определили, на казённые харчи. У них и библиотека была. С кошкой там хорошей познакомился. – Он встопорщил усы. – Только я всё равно убежал. Зато и снег видел, и много чего.
– Мне кажется, снег – это смерть, – неожиданно грустно шепнула она. 
– Сама ты смерть. Снег – это жизнь. Он тёплый. И знаешь что… Давай зимовать вместе. У меня молоко сгущённое есть. И мышей наловим. 
Он наконец сказал то, что хотел, и замер. Под корягой стало слышно, как вздыхает, укладываясь спать, земля и ворочаются где-то глубоко кроты. Она молчала – как всегда, когда не хотела врать – но он ждал, и скорее почувствовал, чем услышал:
– Я боюсь.
– Мышей?.. – Он терпеть не мог уговаривать. – Лучше б я кошку с собой взял.
– Что, проснувшись, я не узнаю тебя. 
Она умолкла и не шевелилась, только по-прежнему казался пристальным немигающий взгляд исподбровья. Растекались сумерки. Постепенно зрачки слились с тёмными метками на коже, и она вся стала похожа на вырезанный из камня узор. Вместо ответа он завернул ледяной пёстрый клубок в шарф и спрятал за пазуху. Узел оказался тяжелее, чем он думал; сразу стало холодно и захотелось сгущёнки. Вскоре кольца дрогнули и развились, но она не проснулась. Только три камеры реликтового сердца продолжали лениво выталкивать густоту сонной крови, и от её сладкого сытного запаха кружилась голова. 

Не было смысла искать другое прибежище. Он ещё раз принюхался к земляной испарине норы, сгрёб густой ворох листьев в глубину, утрамбовал стенки, утеплил сухим мхом постель; потом уложил поудобнее на груди свою ношу и свернулся. Хотелось есть, и он стал представлять, как высоко вверху плещется в белёсом вязком небе жаркий солнечный желток, а за ним, роняя перья, охотится крылатый воздушный змей. Картинка закружила, рассыпалась калейдоскопом радужных осколков и уволокла в сон.
Ему снилась спящая, не закрывая век, подруга. Тяжёлая, как погребальный камень. Скоро она снова забудет, как погибала осенью с листвой и пробуждалась тысячами весенних ужей, и впервые забудет – о нём. Снились её раскосые глаза, прохладная кожа и маленькое, почти мёртвое, сердце. А тяжёлые петли всё прочнее врастали в межрёберное тепло, и та, которую он знал, навсегда тонула в водовороте своих непонятных снов. 

Она видела плавкое от зноя небо над топкой сокровищницей болота. Здесь можно было никуда не впадать и сколько хочешь караулить в траве глупых лягушек. Поджарые самцы самозабвенно раздували щёки, а неуклюжие невесты беспечно поблёскивали масляными спинками в кружеве ряски, заставляя напрячься пружину позвоночника и наполняя железы слюной. И когда очередная озёрная царевна с плеском упала на расстоянии броска, тело само выстрелило копьё головы прямо в мишень мутных, крапчатых, изжелта-бурых навыкате глаз. Расчехляя складные лезвия зубов, она упивалась мгновениями полёта, в конце которого её ждала трепетная, отчаянная, вожделенная в своей неминуемости смерть. 
Она сомкнула челюсти, вливая яд в упругое, живое и неожиданно-настоящее – и тут же, повинуясь неписаному правилу, разжала. Знойная синь провалилась в тёмную прохладу норы. Странно засаднило в районе хвоста, кольнуло правое лёгкое, стало жарко и головокружительно легко; что-то тукнуло, толкнуло изнутри, замерло – и граница яви зарябила бликами на белом и никогда не виданном, стирая память о долгом сне.


Он вздрогнул, как от испуга, и проснулся. За пазухой никого не было. Лишь в подколодной темноте тускло отливали атласом чешуйки любимого ремня.

***
Ему снилось небо, огромные белые крылья и она. Она трогала его лицо холодными пальцами, прикусывала мочку уха, шептала что-то ласковое – тихо, не разобрать – и смеялась одними зрачками. Но небо так долго выло турбинами на луну, что перья замели дороги, убаюкали в пуховом тепле: спи…
– Привет! Спишь?
– Нет… а сколько времени? Ты что, уже прилетела?
– Ой, ну я так и знала, что ты станешь ждать-ждать и проспишь. Встречай меня скорей. Мы же будем зимовать вместе?

Рейтинг: +7 Голосов: 7 2003 просмотра
Нравится
Комментарии (37)
DaraFromChaos # 24 апреля 2017 в 18:54 +4
*довольно шипит*
хорошшшо

Хелюшка, ты бы пробежалась по тексту: с прямой речью апшибок много. Планшет, что ли?
Выхухель # 24 апреля 2017 в 19:11 +3
Да там п...ец с прямой речью, не в силах я её выправлять пока
Выхухель # 24 апреля 2017 в 19:12 +3
А вообще была бы благодарна за помощь zst
DaraFromChaos # 24 апреля 2017 в 19:16 +3
а у тебя в 90% случаев одна и та же ошибка :(((
я такие как раз на планшетных текстах вижу
речь персонажа заканчивается на точку вместо запятой.
а после тире идет речь автора с заглавной буквы :((((
я не думать, что ты не знать правил smile я думать, это Т9 фулиганит
Выхухель # 24 апреля 2017 в 19:43 +3
А, это я только что исправила, было через запятую и строчную laugh меня на ЭФ уважаемые люди за атрибуцию гоняли, но вообще-то я правила мало-мало знаю, так что неудивительно. Там ещё с абзацами засада.
DaraFromChaos # 24 апреля 2017 в 19:56 +2
А, это я только что исправила, было через запятую и строчную
вах, верни, как было
не знаю, что тебе там "уважаемые люди" говорили. но таки правила для всех едины
Розенталь в помощь :)
DaraFromChaos # 24 апреля 2017 в 19:59 +2
ПС а что не так с абзацами?
у меня текст нормально смотрится: и на мобиле, и на ноуте
Выхухель # 25 апреля 2017 в 05:37 +2
ВераНика:
Если обратиться к многострадальному Розенталю :mrgreen: , то у него все конкретно прописано и предписано. ))) Например: "Если в тексте от автора описывается действие говорящего лица, то и авторский текст, и последующая прямая речь выделяются в абзацы.
Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям

А у вас в тексте есть моменты, когда вы диалоговую реплику разбавляете длинными описаниями действий ГГ, а оформляете все одним абзацем. Если бы разбили, то и непоняток не возникало бы. ))
DaraFromChaos # 25 апреля 2017 в 12:10 0
А у вас в тексте есть моменты, когда вы диалоговую реплику разбавляете длинными описаниями действий ГГ, а оформляете все одним абзацем.
и чо?
нарушения правил нет
мне как читателю, все понятно. как редактор, могла бы поспорить с Вероникой, но не буду
зачем оно мне: каждому новоявленному эксперту что-то доказывать?
Выхухель # 25 апреля 2017 в 05:34 +2
ВераНика:
Ну, и совершенно не поняла, чем вы руководствовались в написании авторских (или не авторских?) слов то со строчной, то с прописной. Вот несколько примеров:
Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям
Hel:
А "выдохнула", "добавила", "разозлился", "решился" я пыталась здесь употребить именно в значении высказывания. Дальше - то же самое: когда мне кажется, что это действие, пишу с большой; когда кажется, что атрибуция - с маленькой.
ВераНика:
Мне кажется, что вы путаете понятия. В прямую речь могут вводить разные глаголы: со значением высказывания (сказать, воскликнуть, добавить), обозначающие чувства, ощущения и внутреннее состояние (огорчиться, вспомнить, разозлиться и т.д.), а также глаголы, обозначающие жесты, мимику и движение (улыбнуться, вздохнуть, подбежать, вскочить и т.д.). Но правило касается только конкретно глаголов со значением высказывания, а никаких других, вводящих в прямую речь. Они не могут употребляться в "значении высказывания", у них есть свои значения. ))
Я специально привела в примерах предложения из текста, где идентичные высказывания оформлены по-разному. Думаю, что фразы типа: "Хорошее настроение тут же скисло" не могут быть словами автора, вводящими в прямую речь.
Выхухель # 25 апреля 2017 в 05:39 +2
Смысл в том, что там нельзя только поменять точки на запятые, там нужно думать ещё абзацы между действиями и прямой речью, а это значит, вводить новую атрибуцию, а это я сейчас не готова.
DaraFromChaos # 25 апреля 2017 в 12:11 0
смысл в том, что нет такого термина, как "атрибуция"
это раз :)
и два. ничего вводить и выводить не надо
надо только расставить запятые на место :)
Александр Амдусциас # 25 апреля 2017 в 13:56 +2
я думать, это Т9 фулиганит
шутка: "скончался создатель Т9. пусть земля ему будет пуховик." laugh
Ольга Маргаритовна # 24 апреля 2017 в 19:52 +3
Хорошая история) Я с плюсом тож
Мария Костылева # 24 апреля 2017 в 23:35 +4
Ой, я зачиталась прям... Замечательная история, и написано хорошо)
Ворона # 25 апреля 2017 в 10:37 +2
Машуль, ты ещё и про атрибуцию эту чёртову спор поподробнее почитай, может, удастся рациональное зерно уцепить. Я вот стреляй не могу тоже до конца уяснить, каким же образом правила определяют, где всё-таки описания действий. И с ВераНикой не во всём согласна. Кажись, это опять таж фигня, что и с авторской пунктуацией по трактовке интонации.
Филология - кака, тьфу б на них.
А у ёжикоф нету, оказывается, абсолютного иммунитета к яду... Есть только определённая устойчивость к небольшим дозам, да.
Совсем не въехала, што за нафик в самом конце - как, опять зимовать?! весне уже пора наставать, скока можна!
DaraFromChaos # 25 апреля 2017 в 12:08 +1
я про "атрибуцию" даже читать не стала
потому что есть правила пунктуации, и ми надо следовать
а придумывать новые термины и кидаться ими в собеседника, патамушта ты свою образованность хотишь показать, - нафиг надо :)
Мария Костылева # 25 апреля 2017 в 12:19 +3
Ой, Каркунь, рациональное зерно тута не уцепляемо(( Я, например, ошибок в прямой речи не увидела. В смысле, я сама так пишу)) Вот к варианту, который был на ЭФ, я бы тоже прицепилась. Буду вечером дома, добуду ссыль, где писано, что когда отдельным предложением авторские слова идут, они идут с прописной после тире. Я просто так видела в книжках, потом, когда меня соавторы начали пинать, раздобыла правило и успокоилась. Но то, где я раздобыла правило - эт не Розенталь)) Поэтому, может, я и не права от слова совсем scratch
Жан Кристобаль Рене # 25 апреля 2017 в 12:43 +2
Ха! Помню, как спорили) Я проще поступаю, Машуль. Начинаю с новой строки и с заглавной, даже если потом снова прямая речь будет. То бишь вставку не относящуюся диалогу-монологу, отделяю в специальный абзац) Воть)
DaraFromChaos # 25 апреля 2017 в 12:57 +2
Начинаю с новой строки и с заглавной, даже если потом снова прямая речь будет. То бишь вставку не относящуюся диалогу-монологу, отделяю в специальный абзац) Воть)
можно и так
я только не понимаю, о чем тут спорить.
хочешь выделить: ставишь абзац и начинаешь авторскую речь с заглавной буквы
пишешь в формате "классической" прямой речи - начинаешь авторскую речь после реплики персонажа - с прописной
Ольга Маргаритовна # 25 апреля 2017 в 13:00 +1
Я чёт подвисла от таких споров))) Даже вникать не хочу. Есть же правила, которые мы в школе изучали) О чем спорить? Пошёл и посмотрел правило. laugh
DaraFromChaos # 25 апреля 2017 в 13:05 +2
Оль, так я именно об этом
а на ЭФе любят погружаться в типо-научные споры на пустом месте. не знаю, то ли важность свою показывают, то ли теоретизировать нравится. частенько, при отсутствии базовых знаний :)))
Ольга Маргаритовна # 25 апреля 2017 в 13:11 +2
При чем здесь прямая речь с авторскими словами... Точно псевдонаучные споры, не имеющие никакого смысла. Поумничать кому-то хочется zlo Хотя можно же пойти и посмотреть, что такое атрибуция)))) Это Хеля ещё там что-то отвечала...я бы не стала.
DaraFromChaos # 25 апреля 2017 в 13:24 +2
во-во :)))
можно заодно еще выяснить, что такое "фокал" - излюбленный псевдофилолухами
Ольга Маргаритовна # 25 апреля 2017 в 14:00 +2
С языка сняла!!! Фокал у меня только с факом ассоциируется rofl Сразу можно дурака включать, если фокалами начали кидаться rofl
DaraFromChaos # 25 апреля 2017 в 14:09 +1
да вот то-то и оно
я, допустим, тоже могу в нач. писа терминами пошвыряться (причем нормальными, а не самодельными). но какой смысл? лучше человеку внятно объяснить: где и в чем он ошибся.
а это можно сделать без спец. словечек :)))
Ольга Маргаритовна # 25 апреля 2017 в 14:50 +1
В анамнезе три сотрясения мозга - фокал не предлагать rofl
Мария Костылева # 25 апреля 2017 в 12:59 +2
Ну, так имхо не всегда удобно)) Представь, герой потом продолжает ту же мысль - а там аж цельная дыра в два абзаца.
Жан Кристобаль Рене # 25 апреля 2017 в 13:20 +3
Машуль, дык два абзаца текста и так уже не слабо отвлекают от речи персонажа) Хотя тут Каркуня права - каждый свой вариант выбирает, чтобы акцентировать или нет на диалоге-монологе)
Жан Кристобаль Рене # 25 апреля 2017 в 10:51 +3
Классота какая! И рюшки и персы знакомые. А пунктуации - эт вечный спор физиков и лириков)
Плюс!+
Тёркин # 27 апреля 2017 в 08:32 +3
Ну вот ( Отличницы и тут со своим Борменталем отметились.
Ёжик на самом деле проспал )
Я думал, тут другое "Спи" будет.
...
Час
Волка промчится
Поздно молиться
За нас.
Вой
Снова услышишь
В степи зовущий
За мной.
Злой
Ветер по крышам
Клочьями рвущий
Покой.
....
Пой
В лик одинокий
Месяцы меришь
Луной.
Мой
Милый, далёкий,
Знаю - приедешь
За мной.

Как после такого было не приехать.
Тёркин # 27 апреля 2017 в 08:35 +2
Да! И почему меня нет в соавторах? Кто на твои карие пятаки своими серыми сугробами ответил?
Ворона # 27 апреля 2017 в 10:53 +1
ревнивый какой соаффтор, панимаишь... Сваиво даффай пабольше!
Выхухель # 30 апреля 2017 в 06:25 +1
А тут эпиграф оформлен по принципу "а фамилия моя слишком известная, чтобы я её называл!" glasses
Тёркин # 28 апреля 2017 в 20:29 +2
Вот Хелиного "Реверса" дождусь, тогда и из своего чё-нить побольше выкачу.
Выхухель # 30 апреля 2017 в 06:27 +2
Не, Реверсу это не грозит )
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев