Скульптура, видимо, была высечена из скалы, торчащей когда-то из центральной части зала. Трон Атаны стоял на остатке основания этой скалы, возвышавшемся над уровнем пола локтей на двадцать. Ниже трона на разных уровнях темнели отверстия круглой формы, разной ширины.
«Словно черви источили», - подумалось.
Я попытался оценить размеры подземного зала. Боковые стены его терялись во мраке – света, падающего из отверстия в потолке, все же было маловато. Они, скорее, угадывались. Но стадия три в диаметре почти круглый по форме зал, думаю, достигал.
- Вперед! – дав нам полюбоваться на циклопическую скульптуру, приказала жрица и вновь пошла впереди, возглавив нашу маленькую колонну.
Факел гасить она не стала, хотя было достаточно светло. Мы, двигаясь левее статуи, быстро пересекли центр зала и пошли к дальней от входа стене. Пол под нашими ногами оказался вымощен каменными плитами. Никаких сооружений кроме скульптуры Атаны в зале больше не имелось. По мере удаления от центра освещение становилось слабее и у самой стены стало понятно почему жрица оставила при себе зажженный факел.
В бугристой стене темнели отверстия. Большие. Круглые и аркообразные. Камень вокруг них покрывала затейливая резьба. Входы? Да, несомненно. Куда? Посмотрим. Входы располагались на разной высоте стены. Несколько находились на уровне пола, большинство же зияло выше. Самые верхние можно было рассмотреть на высоте не менее сорока локтей. Ко входам, расположенным выше уровня пола, вели лестницы, вырубленные в толще скалы, по которым можно было подняться без особого риска.
Жрица Атаны уверенно вела нас к одной из таких лестниц. Подниматься по ней можно было только по одному. Первой снова пошла девушка. Следом один из сопровождавших нас гигантов. Дальше шли мы. В конце оставшиеся трое конвоиров. Лестница вела к самому верхнему отверстию. Никогда не любил высоты. Но еще в детстве научился этот свой страх не показывать. Вот и сейчас, поняв, что инстинктивно жмусь ближе к стенке, поборол себя и пошел по самому краю, правда, стараясь не смотреть вниз.
Подъем к счастью оказался не слишком долгим и скоро я, идущий третьим, сразу после жрицы и переднего конвоира, оказался на небольшой площадке перед черной дырой входа. Здесь мы приостановились – гигант взял из держателя на стене факел, зажег его от факела жрицы, и мы тронулись дальше. Ход вначале довольно узкий с невысоким потолком постепенно расширялся. Впереди замерцал огонь. Жрица остановилась крикнула что-то на своем языке. Из глубины пещеры ей ответили, и скоро оттуда показались две фигуры. Такие же огромные, как и те, что нас сопровождали. На этих двоих масок не было. Безбородые, женоподобные лица не вязались с мощными фигурами. Хм, евнухи? Очень похоже. Попадались мне такие вот бывшие мужчины. Обменявшись несколькими фразами с девушкой, недомужчины развернулись и пошли обратно. Мы последовали за ними. Интересно. А те, что под масками, видимо, тоже кастраты? В общем-то логично – в царстве женщин мужчинам не место. Наверное…
Скоро пещера расширилась еще больше. Мы держались ее правой стены. Левая терялась во тьме – пламени факелов не хватало, чтобы осветить ее. Так, а это что? В стенке, вдоль которой мы шли, появились отверстия прямоугольной формы в рост человека, закрытые дверьми из решеток с медными прутьями. Похоже, это место нашего жительства на время, оставшееся до мистерий. Так и оказалось.
Жрица остановилась у первой двери. Один из двоих гигантов, встретивших нас здесь, загремел задвижкой и распахнул решетку, сделал мне знак: заходи, мол. Я оглянулся на стоящего за мной Полидевка, пожал плечами и двинулся к предназначенной мне камере. Полидевка, последовавшего, было, за мной, остановили. Для него, видимо, предназначалась следующая дверь. Плохо: нас будут держать в одиночку. Впрочем, сопротивляться нечего было и думать. Оставалось подчиниться.
Я переступил порог. Дверь за мной, громыхнув, захлопнулась. Я обернулся. Вцепившись руками в прутья решетки, смотрел, как мимо проводят моих людей. Они то и дело останавливались. Понятно: рассовывают по камерам. Замыкали шествие трое гигантов, конвоировавших нас от площадки перед входом в Чертоги Атаны. В руках они тоже держали факелы. Свет их становился все слабее и слабее – колонна пленников уходила все дальше вдоль стены.
- Ты здесь, Лаэрт? – я не сразу узнал голос Полидевка, искаженный пещерным эхом.
- Здесь, - отозвался не сразу.
- Мы с тобой теперь соседи, - в голосе друга улавливалась невеселая усмешка.
- Да…
Я припомнил на каком расстоянии от моей камеры находился вход в камеру Полидевка. Вроде бы не больше десятка локтей. Ну, хоть разговаривать сможем. Озвучил эту свою мысль вслух и тут же получил ответ голосом Иренея:
- Точно сможем. Все веселее.
Голос брата звучал глуше, но слова разобрать было можно.
- А кто следом за тобой? – спросил у него.
- Следующий я! – это уже голос Авгея. Его слышно еще хуже.
Я повеселел: так переговариваться по цепочке можно будет со всеми. Если, конечно, этому не помешают наши охранники. Что-то их пока не видно. Продолжают размещать пленников по камерам? Наверное. Кстати, хорошо бы осмотреться. Куда хоть нас поместили, и можно ли существовать в выделенных нам помещениях? Предложил заняться этим своим соседям. Те согласились.
Осмотреться… Легче сказать, чем сделать. В полной-то темноте. Я уже совсем собрался заняться изучением своей камеры наощупь, но, услышав тяжелые шаги снаружи, решил повременить. Справа оттуда, куда увели моих товарищей в такт шагам двигалось пятно света. Скоро я увидел пламя факела. Нес его один из охранников нашей тюрьмы. Дойдя до двери моей камеры, он остановился, вперившись в меня каким-то пустым взглядом. На всякий случай я отпустил прутья решетки и сделал пару шагов назад.
- Справа от тебя на стене светильник, - разжав губы, произнес охранник. Говорил он по-ахейски с критским выговором. Голос ровный, ничего не выражающий. – Возьми его и передай мне.
Я глянул в указанную сторону. Теперь в свете факела я увидел, что на стене в неглубокой нише, и впрямь, стоит глиняный масляный светильник. На нем даже какие-то узоры имелись. Не слишком роскошно для тюрьмы? Взял светильник и передал его через прутья решетки. Охранник поджег светильник от факела и отдал мне обратно.
- Располагайся, - показалось, или и впрямь губы его тронула улыбка? – Скоро вас накормят. Воду найдешь сам.
Сказав все это, гигант повернулся и пошел к камере Полидевка. Там он проделал и сказал слово в слово все то же самое. Потом зашагал дальше к Иренею.
Ладно. Свет теперь имеется. Можно по-настоящему осмотреться. Горящий светильник я продолжал держать в руках. Подняв его повыше, повернулся и двинулся по небольшому коридорчику вглубь моего нового жилища.
Коридорчик в длину оказался локтей семь-восемь. Он вел в довольно обширное квадратное в плане помещение локтей двенадцать на двенадцать. У дальней стены имелось возвышение. Ложе? Так и оказалось. Каменный прямоугольник, поднимающийся из пола, был застелен сплетенными из каких-то растений циновками. Два тюфяка под голову, шерстяное покрывало. Пол, кстати, тоже был застелен циновками, только погрубее. Неплохо тут содержат пленников, предназначенных в жертву! Перед ложем небольшой деревянный стол со скамьей. Для приема пищи? Ну а для чего же еще?
В углублении левой стены располагался очаг. Вот это не лишнее – в подземелье было довольно прохладно. А куда уходит дым. Я поднял светильник над головой. Ага, вон в потолке над очагом дымовое отверстие, которое заодно, должно быть, позволяет освежать воздух в камере. Рядом с очагом сложены дрова. В маленькой нише в стене – растопка. Все продумано.
А что это за дверь в правой стене? Посмотрим. Чуть пригнув голову – проход, все же, оказался низковат – я вошел в небольшое помещение. Вот это да! И это тюрьма? Помещение оказалось ванной комнатой с туалетом. Почти половину его занимала каменная ванна, скорее даже маленький бассейн. У левой стенки туалет в виде чаши в полу. По стене в нее сбегает струйка воды. Про эту воду говорил охранник? Вряд ли… Скорее вот об этой. Ванна пуста, но как-то же ее наполняют? Вон из стены торчат два желоба с каменными задвижками. Попробуем открыть. Открыл левый. По желобу потекла мощная струя воды. Разлетаясь на брызги, она падала на дно ванны, струей устремляясь к стоку. Вон пробка на краю ванны, сток затыкающая. С тоненькой цепочкой, чтобы не потерялась. Да – все продумано.