Створки дверей плавно разъехались в стороны, впустив в лабораторию завлаба и молодого лаборанта, которого маститый профессор отобрал в помощники из трех десятков выпускников. Терпеливо выждав, пока новичок с любопытством осмотрится по сторонам и освоится в непривычной обстановке, профессор повел его в глубь помещения. По пути следования научное светило что-то вещало вчерашнему ученику, неустанно жестикулируя.
Справа и слева от прохода располагались огромные кубы, за прозрачными стенами которых бурлила жизнь. Учёные внимательно наблюдали за тем, что происходит внутри каждого куба, и профессор делал какие-то пометки в блокноте.
— Вы только не обижайтесь, но мне кажется, что ваша методика несколько устарела, – не скрывая скепсиса, заметил молодой помощник.
— Обоснуйте, коллега, – принял вызов профессор, не отрываясь от записей.
— Ну, как можно на основании этого вашего теста судить о степени развития целого общества, опираясь на действия одного среднестатистического представителя этого самого общества? У меня, например, возникает закономерное сомнение даже в том, можно ли, отталкиваясь от результатов теста, делать какие-то выводы о разумности такого индивидуума?
— Мне импонирует ваша дерзость и прямота, коллега. Но неужели вы действительно так думаете? Вы же посещали все мои лекции и демонстрировали лучшие результаты на потоке. Это же элементарно. Вот, обратите внимание на герундийца, – профессор указал рукой на инопланетянина, сидящего за прозрачной стеной куба, мимо которого они как раз проходили.
Молодой коллега только недоумевающе пожал плечами:
— И что?
— Что значит «что»? – передразнил его профессор. – Разве вы не видите, чем он занят?
— Вижу, разумеется, катает шар из разных точек бокса, пытаясь попасть им во второй. И что это доказывает? Кроме того, что гуманоид настырный, но неловкий.
— Ваши суждения, коллега, очень уж поверхностны и прямолинейны. Включите воображение, взгляните на это под иным углом и попробуйте несколько глубже проанализировать увиденное.
— Ну… воля к достижению поставленной перед собой задачи у него налицо, упорства ему тоже не занимать, – принялся рассуждать лаборант внемля напутствиям шефа. – Но вот отсутствие навыка и опыта, вряд ли позволит достичь головокружительных высот на этом поприще. Остается уповать на то, что путем длительных, изнурительных тренировок ему удастся усовершенствовать мастерство и через какое-то время…
— Хватит паясничать, – прервал поток красноречия профессор. – На самом деле, это доказывает бесспорный факт его разумности, коллега. Кроме того, из увиденного мы уверенно можем сделать вывод о степени его развития.
- Каким образом?
— Неужели вы станете подвергать сомнению очевидное? Ну, он же не пробует установить один шар на другой, понимая, что они не смогут удержаться в таком положении. Следовательно, исследовав, изучив и проанализировав форму и свойства этих предметов, герундиец пользуется ими именно так, как и надлежит разумному существу. Заметьте, он не пытается употребить их, например, в пищу или использовать в качестве, ну, я не знаю, оружия или орудия труда. А совершает с ними некие вполне логические и объяснимые манипуляции, которые мы с вами наблюдаем.
— Всё же мне кажется, что три признака, отличающие разумного гуманоида от всех прочих, о которых вы сами нам рассказывали, уже давно определены. И в этой связи ваш тест утратил актуальность.
— Не скажите, коллега. Вы забываете о том, что из любого правила есть исключения. Но именно они только лишний раз подтверждают правила, обращая противоречащие основному посылу факты в его сторону и подавляя когнитивный диссонанс. Прямохождение, кисть руки, позволяющая работать, количество нейронов и клеток мозга, позволяющих осуществлять мыслительную и речевую деятельность, еще не доказывают разумность. Равно, как и отсутствие одного из упомянутых признаков не исключает ее наличия.
— Извините, профессор, но я не совсем понимаю ход ваших мыслей. Обоснуйте вы теперь.
— Извольте. Вспомните чеклийца, коллега, которого я вам показывал на прошлой неделе. Наш подопечный совершенно не умел разговаривать, да и кисти рук у него были не очень развиты и приспособлены для работы с лопатой.
— Так вы же сами говорили, что он способен передавать и воспринимать мысли образами: то есть общаться ментально. И ваши шарики – оба разом, чеклиец катал по полу без помощи рук. Да ещё и поднимал их в воздух, заставляя вращаться, силой мысли.
— Вот именно. О чем я вам и толкую. Он не умел разговаривать, но находился на более высокой ступени развития, чем иные говоруны.
— Ну, на мой взгляд, это не показатель. Телепатические способности заложены природой буквально в каждом существе, даже в примитивных млекопитающих и в птицах. Вопрос в том, кто и как их использует. Не станете же вы оспаривать факт, что есть животные, которые способны безошибочно находить путь домой, находясь за много километров от этого самого дома, и возвращаться именно туда. Или тот факт, что птицы с наступлением холодов точно знают, куда им следует лететь на зимовку. И те, и другие пользуются своими телепатическими способностями – неким внутренним радаром, которым их одарила мать-природа, но их разум примитивен и стоят они на нижних ступенях неразрывной эволюционной цепи.
— Ваш скептицизм, коллега, только подтверждает актуальность моего тестирования, – улыбнулся профессор в ответ.
— А как быть, в таком случае, с подобными нам? Теми, кто способен общаться и телепатически, и при помощи речи. Их тоже необходимо тестировать, чтобы выявить степень разумности?..
Профессор не успел ответить. В этот момент они подошли к очередному кубу, внутри которого сидел гуманоид и утирал слезы.
«Что случилось? – мысленно задал ему вопрос профессор. – Ты тоскуешь по дому?»
Гуманоид насторожился, когда в его сознания проник вопрос собеседника с другой стороны прозрачной перегородки.
«Шарики», – выдало ответ его сознание.
«Что с ними?» – спросил профессор.
«Беда».
«Какая?»
«Непоправимая».
«А конкретнее».
«Один я потерял, а второй сломал».
«Как тебе это удалось?!»
«Так получилось».
— Интересный случай, коллега, – сказал профессор. – Давайте отмотаем запись и посмотрим, что произошло в этом боксе.
Ученые направились в сторону операторского пульта, откуда велась запись всего происходящего в каждом из боксов с разных ракурсов. Сделав несколько шагов, они уловили мысли новенького, с которым профессор только что вел диалог. «Ну и уроды, – думал тот. – С такими-то рожами им самое место в этой клетке. Однако жизнь – штука несправедливая и распределила роли по-своему. Не я их, а они меня запихнули сюда, как какое-то животное, и рады радехоньки. Еще и разглядывают, словно экспонат в зоопарке. Вот он какой – контакт с братьями по разуму, которые возомнили себя незнамо кем…»
— Как вам это нравится, коллега, – возмущенно сказал профессор, пытаясь скрыть обиду в голосе. – Нет, ну каков наглец этот новенький. Сам-то похож на обрубок с недостающими конечностями и с ограниченным сектором обзора, а туда же… Мы для него «уроды», видите ли.
* * *
Учёные наблюдали на экране монитора, как гуманоид повертел металлический шар в руке, пару раз легонько подбросил вверх, оценивая вес, а затем размахнулся и швырнул его со всех сил в прозрачную стену, которая тут же поглотила шар. По лицу гуманоида было видно, что он остался крайне недоволен полученным результатом и тут же запустил следом второй шар. Стена активировала защитное поле, и расплющила летящий в неё предмет, превратив его в лепешку. При виде происходящего глаза профессора полезли из орбит.
— Вот вам, коллега, ярчайшее доказательство примитивного развития гуманоида, несмотря на наличие всех трех признаков разумности. Не станете же вы доказывать, что общество, состоящее из подобных особей, сможет достичь уровня высоких технологий. Да такое исключено априори. Мало того, что он использовал тестовые шары не по назначению, так ещё и проделал это дважды, не удовлетворившись первым неудачным опытом. А с виду вполне разумный экземпляр с планеты… – профессор, продолжая удерживать в руках блокнот и ручку, пробежался фиолетовыми пальцами шестипалой кисти второй пары рук по клавиатуре, увеличивая на мониторе изображение таблички у подножья прозрачного куба. Тремя выпученными глазами он смотрел на молодого коллегу, а еще двумя, расположенными на затылке, изучал надпись на табличке, – …с планеты Земля, расположенной в Солнечной системе галактики Млечный Путь.
Профессор уже собирался отключить просмотр, но в это время его помощник, глядя в монитор, прочел вслух:
— Гуманоид находился на борту космического корабля инопланетного происхождения, потерпевшего аварию в секторе галактики 3-8-6. Информация о его родной планете записана со слов гуманоида.
После этого молодой коллега, с некоторым злорадством поинтересовался:
— Один – один, профессор?
Похожие статьи:
Рассказы → НФ-ЮФ Незнание не аргумент - работа №1
Рассказы → НФ-ЮФ Техник, Скептик, Артик - работа №5
Рассказы → НФ-ЮФ Роторы - работа №3
Рассказы → Конкурс НФ-ЮФ Звездная шпана - работа №6
Рассказы → НФ-ЮФ Страшилки про Алексеевых - работа №2