«Вокруг Бронзовой Лавочки обычный парк – не густой и не редкий. Дорожка к Бронзовой Лавочке обычная – не узкая и не широкая. Сама Бронзовая Лавочка не длинная и не короткая, не блестящая и не позеленевшая. Тот, кто сядет на Бронзовую Лавочку, пропадёт навсегда. Ни живым, ни мёртвым его не найдут».
Среди учеников легенда о ней ходила именно в списках не случайно… Ведь это – мистическая инструкция. Предупреждение и совет.
Канонический текст, идущий из глубины веков, должен быть заново переписан красными чернилами для каждого посвящённого лично. Нельзя передавать кому-то третьему, нельзя делать распечатку, нельзя отправлять – пропадёт самое главное, а на тебя обрушится беда. То есть, конечно, в чатах дети болтали обо всём, но получить… Получить тайное знание необходимо из рук в руки, наедине.
Определить его подлинность просто. В тексте не будет никаких рисунков: ни подозрительных аллей, ни скамеек, а «Бронзовая Лавочка» всегда упоминается с заглавных букв: целиком, без всяких «она». Ведь лавочка всё слышит и очень рассердится при упоминании себя, как обычной какой-то там вещи.
.
За трёхэтажным, благородно сдержанным в своей архитектуре колледжем Краевой Истории и Начального Образования, за его вечно распахнутыми, коваными воротами лежал парк до самого озера. Тёмно-зелёный, пятнисто-солнечный парк Княжеских Забав.
Особняк был возведён в те года, когда рыцарские доспехи, украшающие парадную лестницу, ещё использовались по назначению. Он вмещал, наверное, десять обычных школ и немалую долю пафоса. Престижное место учёбы.
Парк был колледжу под стать – такой же громадный, некогда регулярный. За полвека новые тропинки связали, запутали центральную Парадную аллею, прямую как по линейке, и Прогулочную, круглую как по циркулю. Всякий, кто не хотел после уроков на трамвайчике возвращаться в город домой, шёл через парк долгим путём. Благо калитки позволяли в любой момент свернуть и поймать трамвай на другой остановке. Через парк идти веселей, особенно в компании. Тут и там: полянки для пикников, беседки, альпийские горки, уроки рисования на пленэре, ручные белки, утки и толстые блистательные селезни в крошечных прудах. Всё под массивом вековых деревьев, как под сплошным пологом. Роскошное место. Летом, когда светло. Зимой жуткое. Очень уж парк старый.
.
Возможно ли чтобы там от поколения к поколению учеников не передавалась какая-нибудь сакральная легенда? Разумеется, таковая была. Могла ли она оказаться не страшной? Да кому такое интересно!.. Предание о Бронзовой Лавочек было гипнотически-страшным, как всё иррациональное, пронизывающе-страшным, как завывание ветра в анфиладе. Когда поздним ноябрьским вечером первоклашка уходил из школы за руку с отцом, то лопатками чувствовал, как через сквозной холл в спину холодно светят парковые фонари.
Легенда была такой…
«Бронзовую Лавочку можно встретить только в одиночестве, можно встретить в любом месте парка, можно встретить, когда задумался о другом. Так и никак иначе. Если ты идёшь мимо с другом или в компании и присядешь отдохнуть, ничего не случится. Ты даже не узнаешь, что это та самая Бронзовая Лавочка.
Тот, кто в одиночестве сядет на Бронзовую Лавочку, к утру погибнет от ужаса. Холодный ужас заполнит его от кожи до сердца. Ноги откажутся ему служить, язык онемеет. Сколько бы ни ждал случайного прохожего, он дождётся только смерти.
Страшно обнаружить себя на Бронзовой лавочке. Страшней страшного встать и уйти. Никто на такое не способен.
Чтобы узнать Бронзовую Лавочку, существует множество примет, но они тебе не помогут. Рядом с Бронзовой Лавочкой ты не вспомнишь про них.
Как только ты сядешь на Бронзовую Лавочку, про тебя все забудут, никто не вспомнит, никто не будет тебя искать. Дома решат, что ты в гостях. Учителя решат, что ты прогуливаешь уроки. Друзья забудут в тот же день, как будто тебя и не было. А того, кто не забыл, Бронзовая Лавочка поймает следующим».
.
Проливной дождь заставил Венцлава с дружбанами ждать трамвай между колонн, под козырьком главного входа. Чтобы не заскучать, они его подкалывали.
Венцлав последний год чуть ли не половину свободного времени проводил не с ними, а с Полькой.
– Влюбился!..
– Не ваше дело.
Его внезапное увлечение хором в ущерб футболу, иначе как объяснить? Хмм?.. У Венцлава даже глаза изменились. Пропал кореш.
А сегодня её не было на уроках…
А вчера они вроде как поссорились…
– Что, невеста сбежала?
– Ухала вместе с хором, – буркнул Венцлав. – Наверное…
– Не, мой старший братан их сопровождает. Кроме первоклашек в хоре никого нет. Это для малышей конкурс.
– Как же ты её потерял, портфеленосец?
Венцлав огрызался лениво, ему было не до того. Мутная тревога заполнила его целиком, плескалась по самые ноздри, пахла какой-то тиной, металлом, беспричинной тоской. Да что могло случится? Ну, родители увезли её с собой на семейное торжество раньше оговоренного, бывает. Всё в порядке, раз никто не ищет, никто не беспокоится. Если не поссорились, она бы предупредила.
.
«Других скамеек и фонарей от Бронзовой Лавочки не видно, ни колледжа, ни трамвая.
Нарочно отыскать Бронзовую Лавочку нелегко, но есть способ. Нужно выйти на Прогулочную аллею и, глядя под ноги, ни с кем не заговаривая, никому не отвечая, сделать столько кругов, сколько тебе лет, лишь тогда поднять голову. Дорожка, которая окажется перед тобой, выведет тебя к Бронзовой Лавочке».
Зачем её искать? Ну, если с родителями поругался или несправедливо получил плохую оценку. Должны же они понять, как были неправы!
Говорят, что на лавочке можно загадать последнее злое желание, которое непременно исполнится, хотя ты об этом не узнаешь. Но таких лавочка не любит, по своей воле не открывается им. Она ловит самых маленьких, очаровательных детей, особенно тех, что никогда про неё не слышали.
.
Очень красиво со стороны Польки уехать на море, даже не простившись. Ладно бы пособачились всерьёз. Маленькая размолвка, и на тебе!.. Девчонки есть девчонки. Договор ведь был: за компанию на пение ходить. Нужен ему без Польки этот хор. Венцлав злился: «Наверняка ждёт, что я первым позвоню».
Они учились в параллельных классах. Венцлав её блестящую кепку, золотистый хвостик волос с утра высматривал из окна все два урока истории. Его любимый предмет, между прочим. Нет Польки. Ни на турниках, ни на беговой площадке. На перемене в коридорах тоже не нашёл.
У Польки было целых два предмета для обиды. Оба пустячные: озеро, куда Венцлав не захотел идти и его насмешливое отношение к преданию. Главное, сам же спросил: «Зачем подруга отзывала тебя сторону?» Полька ответила: «Я хотела от неё получить… Бронзовую… Лавочку…».
Так и сказала: по формуле целиком, понизив голос: «Бронзовую Лавочку». Как маленькая! А Венцлав, дурак с ней на серьёзные темы разговаривал. Шикарный альбом по краевой истории на день рождения заказал… Реальной истории! Надо было сказки-раскраски дарить, набор украшений «Юная принцесса»... Разозлился немного, понасмешничал.
Тем более обидно, что Полька к тому времени уже переписала для него легенду, а он не взял. С какой досадой на себя вспоминал теперь Венцлав её холодные руки в разноцветных детских колечках, которые сначала протянули ему вчетверо сложенный листок, а затем обиженно вырвали. Чего ему стоило взять!..
.
«Как человек не знает своей судьбы, так никогда, увидев её вблизи, ты не угадаешь Бронзовую Лавочку, но если ты всё равно хочешь знать приметы, я тебе расскажу…
Кого выбрала Бронзовая Лавочка, у того руки станут холодные-холодные. Сам же он этого не почувствует. А если его предупредить, Бронзовая Лавочка заберёт тебя вместо него.
В проливной дождь, Бронзовая Лавочка остаётся сухой под кроной дерева. Если же посмотреть на это дерево, невозможно определить – дуб это, старая липа, клён, вяз?.. Нет на свете такого дерева. Его листва сливается в единую тень. Чем дольше вглядываешься, тем сильней поднимается ветер, но не срывает ни одного листа, ни отламывает ни одной ветки».
Много-много раз в рукописи повторялось это: «Бронзовую Лавочку ты никогда не узнаешь».
.
Телефон не отвечает, обиделась.
Купленный в качестве извинений для Польки заводной катамаранчик зря валялся в портфеле. Ну, как для Польки… Для себя тоже, чтобы вместе развлечься, позапускать его на озере.
Почему Венцлав не пошёл с Полькой на озеро!.. Наговорил всякого: купаться поздно, сентябрь, вода холодная, катамараны – фу…
Дело обстояло не совсем так.
Венцлаву не хотелось вместе с ней идти через центр парка. Он собирался сделать это один, прихватив лопатку. Всю последнюю неделю Венцлав изучал кое-какие гравюры, и если его версия подтвердится... Тогда-то он и похвастается Польке!..
Неразобранные библиотечные архивы были предметом исследований Венцлава, как члена исторического клуба и принесли ему неожиданное открытие. Пока лишь гипотезу, но в душе бродила жгучая смесь: гордости, авторской ревности, боязни поделиться догадкой, обнаружить её ложность и опозорится.
Венцлаву попались старинные гравюры, изображавшие предположительно этот колледж с высоты птичьего полёта и ужасные сцены, происходившие на его территории.
Если верна датировка на папке, то гравюры запечатлели чёрное время «братской резни». Князь был свергнут. Городок и замок со всеми окрестностями перешли захватчику – его двоюродному брату. Пролилась кровь. Затем случился реванш: родной брат, женатый на дочери соседнего землевладельца, пришёл на помощь князю, и вчерашняя кровь показалась каплей в море сегодняшней. Но гравюры запечатлели не сражения, а месть.
То, что удалось разглядеть на испорченных сыростью гравюрах, Венцлав не мог идентифицировать иначе, нежели ряды виселиц и плах. В тех же папках лежали ученические, по-старинному тщательные наброски: развевающиеся флаги, толпа на заднем плане, вблизи – ноги повешенных, качающихся за пределами листа, отрубленные головы в разных ракурсах. Жертв было так много, что виселицами служили фонари, а сброшенные трупы оставались лежать прямо под ними.
Так вот…
Двое братьев-князей захотели очистить город и крепость от скверны. Предателей казнить, трупы сжечь, все фонари, всю осквернённую бронзу переплавить.
Центр парка, тогда – песчаный холм превратился в лобное место, удобное и для печей, и для форм под новые бронзовые отливки.
Когда дело было в разгаре, выяснилось, что захватчик, их двоюродный брат не успел сбежать и не погиб. Он отсиживался где-то, а когда ночью покидал город, его заметила ребятня под светом уцелевших фонарей.
Этого рыцаря не повесили и не обезглавили. Его притащили в парк Княжеских Забав, провели на осмеяние Прогулочной аллеей столько кругов, сколько ему было лет и бросили в раскалившийся тигель из чёрного чугуна, к которому жарко было подойти, в искрящий, дымящий расплав бронзы. О чём недвусмысленно свидетельствовала одна из немногих гравюр крупным планом: рыцаря в доспехах поглощает раскалённое варево, туда же кидают два бронзовых фонаря. От этой гравюры веяло болью, от человека наполовину погружённого в котёл и хватающегося рукой за фонарный столб.
«В доспехах? Рыцарь так долго прятался, не снимая их? Мало вероятно… – размышлял Венцлав и пытался соотнести температуру плавления разных металлов. – Ведь что-то из этой бронзы отлили затем. Барельеф над главными воротами. Те же, но другие фонари. Из утонувшего в адском тигле человека… Скорее всего, латы оставили на гравюре для наглядности, как указание на то, чья именно изображена казнь. Вон там на щите виден его герб: две птицы в сиянии садятся на руку, которая их кормит».
Сто процентов, что на гравюрах данная местность, Венцлав утверждать не мог, но… Колледж без сомнения прежде был замком и обнимал парк сторожевыми башнями. По периметру имелось что-то вроде заросших мхом фундаментов. Их Венцлав и собирался обойти в одиночестве, ещё хотел разрыть кое-где холм прежде, чем рассказать Польке о своём открытии. Разумеется, ей первой!.. Или никому... Слишком уж тёмной мерзостью веяло от заплесневелых гравюр. Как раз в центре парка, в середине Прогулочной аллеи любимое место Польки… Надо ли его омрачать такими сценами из прошлого? Там сейчас светлый холм, полевые цветы.
.
Кроме хора, Полька ещё училась живописи, но время от времени… Говорила: «Мне то нравится, когда мы озеро рисуем, дождик, русалок в кувшинках… То не интересно, когда восковое яблоко на тарелке».
Венцлав не побежал с приятелями на трамвай. Он вспомнил про акварельный класс и отправился туда, вслед за последней надеждой. Вдруг придёт? Что если она просто решила прогулять уроки?
Он ждал до последнего, рисовал это дурацкое яблоко, хотя давно стало ясно, что Полька и сюда она не пришла.
Уже темнело за окнами, все мыли кисти, оставляли сохнуть акварельные наброски, когда Венцлав решился спросить про Польку у её довольно-таки заносчивой подруги.
– Откуда мне знать? Вы же вместе уходили вчера. Ты последний с ней виделся.
– Мы не вместе… Она через парк, а я в калитку свернул... Ну, нет мне охоты на катамаране педали эти крутить, на плюх-плюхалке!.. Вот была бы у меня яхта или скоростной катер… А у него сила…
– Как у бронзовой лавочки... – задумчиво перебила подруга, ведя пальцем по гипсовой кисти руки.
– Что?
– Говорят, что у бронзовой лавочки подлокотники в виде рук, изящные, как живые.
– Ты что, серьёзно веришь в лавочку?
Подруга закатила глаза:
– Ой, не знаю, что глупей: повторять местные байки или смеяться над ними. Очень взрослый, да?
«Есть и ещё примета…
Если ты сам пришёл, если у тебя судьба такая, то Бронзовая Лавочка имеет свой настоящий вид: тонкая, изысканная, с вычурными вензелями на спинке. Подлокотники заканчиваются бронзовыми руками, аристократичными, но очень худыми. Иногда они расслаблены, иногда сжаты в кулаки, иногда держат что-нибудь: летом – сорванную крапиву, осенью – колючий каштан, зимой – еловую ветку с шишками. Иногда они призывно раскрыты навстречу. Тогда тебе точно конец, против своей воли опустишься на сидение.
Ища новую жертву, Бронзовая Лавочка оборачивается ученицей неизвестного класса, ничем не примечательной, и ходит по колледжу. Никто не обращает внимания. Обычная девочка, и только взгляд и руки холодные, как бронза в ноябре».
Зимой после прогулки малышня пугала друг дружку замёрзшими руками.
.
«Когда метель, на Бронзовую Лавочку садится тот, кто устал и заблудился. Жарким летом Бронзовая Лавочка заманивает прохладой. Осенью на Бронзовой лавочке под кронами можно укрыться от дождя. Весной же – светлое время, весной можно не бояться Бронзовую Лавочку.
Рядом всегда два фонаря, не один, как возле обычной скамейки. Головы у них круглые, одинаковые, но у одного битый плафон. Целый фонарь окружён мутными ореолами, как беспросветная тоска. Разбитый фонарь ослепляет длинными лучами, острыми как горе. Эти фонари горят ночью и днём».
Трамвайчик прощально звякнул на повороте.
Разочарованный, сердитый и встревоженный Венцлав отправился через парк.
Ровная цепочка фонарей разбивалась приблудными огоньками с маленьких дорожек. Под корнями, в дуплах и развилках деревьев горели оконца гномьих, эльфийских домиков, которые на уроках смастерила малышня.
К ночи похолодало.
Венцлав свернул, ещё раз свернул и, видимо, закрутился. Кроны шумели, не оставляя надежды расслышать, в какой стороне трамвай. У парка вообще была такая особенность: то его пробежишь насквозь, не устав, то плетёшься, думая, что пропустил не первый урок, а весь учебный день целиком.
В сумерках дорожки казались бесконечными. Венцлав даже заподозрил, что вышел на Парадную аллею и наклонился убедиться, что что у него под ногами не булыжники, а гравий. Дорожка вскоре вильнула, раздвоилась. Левая закончилась прудом. Пронзительно закричала птица.
Правая дорожка опять вытянулась по прямой во тьму, но на ней хотя бы где-то посредине виднелся островок света…
– Полька!
В расплаве рыжего мерцания на лавочке сидела Полька. Её приметный рюкзачок с ушками валялся под ногами. Собранные в хвостик волосы свет фонаря делал металлическими.
Нет, не она… Показалась.
.
Когда Венцлав подбежал, то увидел, что это просто скульптура: девочка в школьной форме, неизменной на протяжении столетия. Никогда раньше не замечал. На Польку похожа – одно лицо, но на земле не рюкзачок, а сброшенные ботинки. Она залезла на лавку с ногами, невоспитанная девочка.
Венцлав присел и огляделся. Как же темно. Хоть домой звони… И что он скажет: спасите, я заблудился в парке? Холодная лавочка, насквозь пробирает. На краю подлокотников – бронзовые кисти рук. В старину они, наверное, держали поилки для птиц, где собиралась дождевая вода…
Венцлав достал мобильник, чтобы посмотреть время, вздрогнул и уронил его.
Всё совпало…
Инстинктивно он схватился за бронзовую руку лавочки, прежде чем оглядеться.
В обе стороны дорожку объедала тьма. Дождь за минуту превратился в ливень, косые струи стегали кусты. Выйти в темноту было равносильно прыжку в штормовое озеро. Наклониться за мобильником означало положить голову на плаху, ведь два фонаря придвинулись к лавочке вплотную и уставились на Венцлава в упор.
Тепло живой руки фатально, неостановимо переткало в бронзовую, но всё-таки это было лучше полного одиночества. Венцлав сжимал бронзовую руку и слушал разговор фонарей, их монотонный спор, преисполненный внутреннего согласия, как древняя, тысячекратно повторённая песня.
– Убежит он от нас, – раздалось сухое шептание левого треснувшего фонаря.
– Не убежит, не сможет он убежать, – прошипел правый фонарь, мерцающий, тоскливый.
– Выйдет вся ночь, и упустим его. Отпустит его лавочка.
– Удержит его, не отпустит его. Не закончится ночь на лавочке.
– Найдут его люди, придут за ним. Многие ходят мимо.
– Никто не найдёт, не придут за ним. Свернут на другую дорожку.
– Согреет он девочку. Встанут с лавочки.
– Нет, не согреть ему девочку. Одна просидела всю ночь, никому её не согреть.
– Заплачет мальчишка. Наружу прольются слёзы. Рассердится наш господин.
– Мальчишки не плачут, не заплачет мальчишка.
– Он испугался. Слышишь, рыдает внутри? Звонкая бронза, лучше обычного.
– Недостаточно звонкая, так себе.
Фонари глухо, бессвязно разворчались, затихли. Снова растёкся кругами шёпот мутного фонаря:
– Люди про нас знают. Надо, чтоб не догадывались.
– Не догадываются они. Про лавочку только знают. Не знают, что всё вокруг наше, каждый фонарь в городе. Не слышат, что всё почти бронзовое.
– Не всё, далеко не всё. Одно деревянное дерево на десять бронзовых.
– Один человек живой, а сто вокруг бронзовые.
– Что толку, когда хоть один живой?
– Что толку в одном живом? Скоро наш господин заберёт оставшихся.
– Страшно им.
– Это да. Не знают почему, а страшно.
.
Венцлав исподлобья взглянул на бронзовую Польку и увидел в её глазах пустоту. Залез в портфель, вытащил игрушку отчаянно дрожащей рукой:
– Извини, что я не пошёл на озеро… Я купил для тебя вот... Катамаран. Нравится?
Внезапный порыв отклонил ветви, плеснул дождём в лицо бронзовой Польке. Её глаза прояснились под холодным лучом и тут же померкли.
Мутный фонарь цыкнул:
– Тсс!.. Не твоё...
Битый фонарь замерцал:
– Случайно я… Девочка в этот раз красивая.
– Красивая, но не маленькая. Прежние в кружевах, те были звонче.
– Эта не хуже. Здесь не гуляют малютки. Гуляют не здесь. Эта хорошая.
– Скоро придёт наш господин.
– Наш господин будет доволен: двое вместо одного, будет доволен.
– Он не бывает доволен. Наш господин устал.
– Нет, не устал. Трудно ему вернуть завоёванное.
– Не нужно ему, давно безразлично ему. Ладонью накроет город, ладонь его больше города. Кости его мучают бронзовые, позеленели от времени.
– Снаружи покрылись патиной кости, внутри – расплавленные. Не остудить их дождём.
– Не дождь остужает их. Бронзовый звон боль успокаивает.
– Бронзовый плач. Успокаиваются оплаканные кости.
– Люди грошовые: хорошей бронзы не слышно ни в ком. Быстро трескаются, всё с трещинами. Глухой, дребезжащий звук. Не успокоить им старые кости.
– Не все глухие, не все. Слышишь, как тонкая бронза рыдает…
– Как всегда – о себе рыдает. Всхлипывает от ужаса.
– Вот, что нашему господину нравится: так думать ему нравится, что бронза его оплакивает. Нравится слёзы слушать, чистый бронзовый плач. Кости его откликаются, старые кости поют. Прохладный звон гуляет в старых костях.
– Бронза должна кричать, бронза должна плакать.
– Он знает, как это делается…
Ливень стоял в ночи непроглядной стеной.
– Придёт наш господин и присесть ему негде. Переплавит он нас и лавочку нашу. Разгневается.
– Не переплавит, мы ему служим, не переплавит. Худой он, сядет на лавочку между ними, поместится.
– Боюсь я. Не любит он света, врагам его выдал свет. Глаза он наши погасит.
– Не погасит. Мы его слуги, помилует наши глаза.
– Слышишь его?
– Слышу.
Неистовая колокольная трель прокатилась через ночной парк. Хоровое пение зарыдало, усиливаясь вместе с ливнем.
– Вот он.
Похожие статьи:
Рассказы → Рождение рыцаря
Рассказы → Драконий договор
Рассказы → Легенда о космонавте
Рассказы → Последний рыцарь короля
Рассказы → Веер из перьев ( сказка ).